Эта картина — венец творчества Эль Греко. Судите сами, когда Сальвадор Дали увидел ее, он упал в обморок. Вот настолько она его поразила. Чем же она примечательна, рассказываем в статье.
Время чтения: 5 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать
Время чтения: 5 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать
История создания
Когда мы слышим имя Эль Греко, перед нами встают образы мистических полотен, где каждая крошечная деталь пропитана гениальностью этого великого художника. Одним из величайших его творений является картина «Погребение графа Оргаса».
Кто такой граф Оргас? За два века до самого Эль Греко жил в Толедо дон Гонсале де Руис (граф Оргас), который прославился своей благотворительной деятельностью. Когда он умер, было обнаружено завещание, согласно которому каждый житель города, имеющий недвижимость, должен был ежегодно жертвовать на благоустройство церкви Сан-Томе, прихожанином которой граф Ограс был.
Кто такой граф Оргас? За два века до самого Эль Греко жил в Толедо дон Гонсале де Руис (граф Оргас), который прославился своей благотворительной деятельностью. Когда он умер, было обнаружено завещание, согласно которому каждый житель города, имеющий недвижимость, должен был ежегодно жертвовать на благоустройство церкви Сан-Томе, прихожанином которой граф Ограс был.
Однако, в 1586 году условия были нарушены, что привело к судебному разбирательству. В итоге, настоятель церкви, Андрес Нуньес выиграл это дело и, чтобы увековечить образ графа Оргаса, заказал картину у Эль Греко.
По легенде, в день похорон графа Оргаса появились святые Стефан и Августин, чтобы лично опустить тело усопшего в могилу перед глазами собравшихся. Именно этот сюжет Андрес Нуньес попросил Эль Греко отобразить на картине и заключил с ним договор 18 марта 1586 года. В договоре было прописано все, вплоть до того, кто из святых должен держать голову покойного, а кто — ноги.
По легенде, в день похорон графа Оргаса появились святые Стефан и Августин, чтобы лично опустить тело усопшего в могилу перед глазами собравшихся. Именно этот сюжет Андрес Нуньес попросил Эль Греко отобразить на картине и заключил с ним договор 18 марта 1586 года. В договоре было прописано все, вплоть до того, кто из святых должен держать голову покойного, а кто — ноги.
«Небесная» часть
Художественное великолепие картины раскрывается через удивительное взаимодействие двух сфер: «земной» и «небесной». В «небесной» части картины изображено много ангелов и святых. Слева здесь встречают душу графа Дева Мария, Петр, держащий ключи, Давид, играющий на арфе, Моисей и Ной, а справа — Иоанн Креститель, традиционно изображенный в скупом облачении.
Интересно, что в правой части мы видим и испанского короля Филиппа II и папу Сикста V. Оба этих исторических деятеля были живы на момент завершения картины в 1588 году. Быть может, таким образом Эль Греко стремился заслужить расположение короля, который недооценивал мастерство художника. Венчает эту часть изображенный в центре Христос.
«Земная» часть
«Земная» часть картины поражает своим реализмом и естественностью в сравнении с «небесной». Удлиненные и искаженные фигуры ангелов, характерные для верхней части, сменяются более естественными формами в нижней. Ослепительный свет, который излучается от фигур святых, добавляет ощущение динамизма в этот земной мир.
Кульминация происходит в нижней части картины, где Стефан и Августин, в золотых одеждах, аккуратно кладут графа Оргаса в землю. Благодаря их золотым одеяниям Эль Греко виртуозно создает связь с верхней зоной, где святые также облачены в золото. Эти элементы объединяют мир земли и неба, подчеркивая их взаимосвязь в масштабе композиции.
Кульминация происходит в нижней части картины, где Стефан и Августин, в золотых одеждах, аккуратно кладут графа Оргаса в землю. Благодаря их золотым одеяниям Эль Греко виртуозно создает связь с верхней зоной, где святые также облачены в золото. Эти элементы объединяют мир земли и неба, подчеркивая их взаимосвязь в масштабе композиции.
Кто же изображен в этой части? Люди с красными крестами — это члены военного ордена Сантьяго. Справа мы видим и самого священника Андреса Нуньеса с книгой в руках. Помимо многочисленной знати Толедо (список, которой был подробно расписан в договоре, но имена не сохранились), мы видим и обычных людей, среди которых есть даже сам Эль Греко и его сын Хорхе Мануэль. Найти на картине их достаточно просто, они единственные смотрят прямо на зрителя, устанавливая с ним визуальный контакт. А сын художника, рукой указывая на сцену погребения, еще больше привлекает внимание зрителя.