«Бубновый валет» — это самое крупное общество авангардистов начала XX века. Его участниками были Михаил Ларионов, Казимир Малевич, Василий Кандинский. Именно эти художники стояли у истоков авангарда. Так каким же было это художественное объединение? Разбираемся в статье.
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Смысл названия
Впервые Александр Бенуа назвал авангардистами художников, творчество которых кардинально отличалось от академических норм. Стоит отметить, что отношение Бенуа к авангардистам было противоречивым. Например, он говорил, что Ларионов мог бы стать «настоящим художником», а он вместо этого создает примитив. Так и случилось. Через несколько лет он стал основоположником неопримитивизма.
Название «бубновый валет» — это отсылка к карточным играм. Бубновая масть — символ страсти, а валет — молодого человека. Такое название вызвало общественный резонанс. Публика была возмущена, что в высоком искусстве появились карты. А авангардисты как раз и стремились к эпатажу. В 1910 году в Москве была организована выставка «Бубновый валет». А через год уже было основано общество авангардистов.
«Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности»
Выставка авангардистов получилась скандальной. Она отрицала символизм и академические традиции. Казимир Малевич выставлялся вместе с «бубновалетовцами». Он говорил, что картины на выставке «были подобны разноцветному пламени». Действительно, художникам в тот период времени нравился фовизм. Как говорил Анри Матисс, «фовизм — это когда есть красный». Через два года Давид Бурлюк написал манифест «Пощечина общественному вкусу». В нем он призывал «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности». Но у этой фразы есть и продолжение: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней».
Для живописи «бубновалетовцев» характерны толстые мазки, фактура, яркие цвета. На первой их выставке идейным центром была картина «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» Ильи Машкова. На полотне почти обнаженные художники сидят в окружении гирь, рояля, картин. Это было новаторство. Публика назвала Машкова дикарем. Но он отнесся к этому с иронией и шутил, что ему досталось больше всех.
Раскол «Бубнового валета»
На выставках «бубновалетовцев» были представлены и картины западных художников: Пабло Пикассо, Анри Ле Фоконье, Робера Делоне. Именно поэтому критики начали называть русских авангардистов подражателями. Первой женщиной-авангардистской стала Наталья Гончарова. В 2008 году она была самой дорогой художницей в мире. Объединение «Бубновый валет» стало фундаментом для появления беспредметной живописи. На картинах авангардистов сюжет не важен, они акцентировали внимание зрителей на цвет, свет и технику. Большое влияние на них оказали творчество Поля Сезанна, Ван Гога, Анри Матисса, а также русский лубок и ярмарочное искусство.
Из-за разнообразия направлений в обществе произошел раскол. Кончаловский, Машков, Лентулов хотели остаться в «Бубновом валете» и придерживаться таких стилей, как кубизм, сезаннизм. Малевич, Ларионов, Гончарова же отказались от западных веяний. Ларионов и Гончарова учредили новое сообщество «Ослиный хвост».
«Голубая роза» — это объединение художников, которые были последователями основоположника второй волны русского символизма — Виктора Борисова-Мусатова. Каким же было это объединение? Рассказываем в статье:
«Голубая роза»: каким было творческое объединение художников?