Джалло — кинематографическое направление, которое зародилось в Италии в середине XX века. В жанре объединяются элементы детектива, триллера, эротики и ужасов. Фильмы создают узнаваемый стиль, который популярен во многих странах. Кинокритики считают джалло поджанром современного хоррора и слэшера.
Термин «джалло» в контексте кино возник благодаря итальянскому издательству «Mondadori», которое выпускало серию популярных детективных романов с жёлтой обложкой (само слово «giallo» означает жёлтый цвет). На них часто изображалось оружие или кровь. Это стало причиной использования термина для обозначения кинематографического жанра, который наследовал узнаваемые черты из детективной литературы.
1960-1970 годы были золотой эпохой для итальянского кинематографа, и в частности для жанра джалло. Итальянские хорроры стали не только популярными на местном рынке, но и завоевали признание на мировой сцене. В это время в Италии появилось множество талантливых режиссеров, чьи фильмы стали культовыми и оказали значительное влияние на жанр ужасов: Лючио Фульчи, Микеле Соави, Франческо Барилли и многие другие.
Марио Бава, один из основателей жанра, снял свой первый фильм «Маска Сатаны» в 1960 году. Его последующие картины «Девушка, которая слишком много знала» и «Шесть женщин для убийцы» стали вехой для итальянских ужасов. Важный вклад Бавы в джалло — использование ярких цветов и нестандартных ракурсов съемки, что создавало атмосферу напряжения и тревожности.
Однако настоящую популярность итальянским хоррорам обеспечил Дарио Ардженто. Его фильм «Птица с хрустальным оперением» стал одним из самых известных и успешных представителей жанра. Ардженто объединял в своих работах элементы глубокого мистицизма, насилия и стильного визуального оформления.
Итальянские хорроры — это не только стиль и эстетика, но и смелые эксперименты с камерой, монтажом и музыкальным сопровождением. Их популярность до сих пор не угасает и влияет на современное кино и хоррор-культуру.
На курсе-саммари «Гид по жанрам кино» вы научитесь говорить о фильмах на языке профессионалов.
Съёмка
Главная героиня в джалло — привлекательная девушка, попавшая в беду. За ней охотится таинственный убийца, чья личность не раскрывается до конца картины. Сюжет довольно прост, но в джалло зрителей в первую очередь притягивает маргинальное — необычные для кино той эпохи длительные кровавые убийства и эротические сцены. Убийства в джалло часто снимались «от лица убийцы»: в кадре можно видеть только его руки. Это смещало фокус на жертву — женщину, которая подвергается пыткам и сексуализированному насилию. Из-за этого жанр часто причисляют к эксплуатационному кино.
Однако мастера джалло преуспели в эстетизации отталкивающего. Фильмы обычно выделяются яркими, насыщенными цветами и стильной постановкой. Режиссеры акцентируют внимание на визуальных деталях, включая костюмы, декорации и освещение, чтобы создать яркую и привлекательную, почти что гипнотическую картину. Поэтому даже когда в фильме происходит убийство, мы не можем оторваться от экрана: происходящее кажется излишне театрализованным, а оттого — нереальным.
Это особенно заметно в «Суспирии» Дарио Ардженто. В нём цвет оказывает прямое воздействие на зрителя: красные дневные сцены сменяются синим сумраком ночи, тенцевальные залы школы, как и некоторые элементы декораций, окрашены неестественно ярко. А эпизоды убийств поочерёдно сияют красными, синими и зелёными огнями. Будто мы находимся в страшном, но красивом сне.
Звук
Фильмы джалло наделены особым чувством зловещего, которое подчеркивается тревожным оркестровым саундтреком. Помпезные мелодии придают картинам торжественную атмосферу, но она совершенно не вяжется с визуальными ужасами. Это вызывает у зрителя чувство неопределённости. По словам кинокритика Энн Билсон, «звук джалло обычно представляет опьяняющую смесь заводной лаунж-музыки, нервного диссонанса и в некотором роде успокаивающей лирики, которая вступает в противоречие с плавным обезглавливанием в кадре». Саундтрек и закадровый голос зачастую оказывались более проработанными, чем сюжет фильма. Поэтому некоторые международные кинопрокатчики предпочитали заменять оригинальные аранжировки более простой музыкой, чтобы не сбивать зрителей с толку.
Популярный композитор Эннио Морриконе в начале карьеры писал музыку к фильмам Ардженто. Он работал, например, над «Птицей с хрустальным оперением», «Кошке о девяти хвостах» и «Четырьмя мухами на сером вельвете».
Странности и признание
Джалло-фильмы знамениты своими странными и длинными названиями. Заглавие фильма Джулиано Карминео «Что это за странные капли крови на теле Дженнифер?» хотя и было близко к его сюжету, не прижилось во многих странах из-за своей громоздкости. В России, например, его перевели как «Ирис в крови», что не намекает на содержание ленты. Это породило знаменитую традицию «нелепых локализаций» кино. Прокатчики не ограничиваются никакими рамками и выбирают наименование, которое будет выгодно картине с маркетинговой точки зрения.
Жанр, однако, оказал гораздо большее влияние на мировой кинематограф. Его черты переняли не только слешер и хоррор. Отголоски джалло можно найти в более массовом кино — «Синем бархате» Дэвида Линча или «Основном инстинкте» Пола Верховена. А некоторые классические ленты сейчас обретают новое воплощение: например, Лука Гуаданьино в 2018 году полностью переснял арджентовскую «Суспирию».