До конца акции осталось:
Исполни мечту — подари обучение. Выбери курс в подарок
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

«Грачи прилетели» Саврасова: разбор картины

Как передать через картину возрождение и надежду? Для многих художников это настоящий вызов, но не для Саврасова. Знаменитая картина «Грачи прилетели», где запечатлен момент возвращения птиц и таяния снегов, таит в себе глубокий смысл. О чем этот пейзаж, рассказываем в статье.

Время чтения: 5 минут.

Приложение для саморазвития. Скачать

История создания

Создание картины «Грачи прилетели» пришлось на непростой период в жизни художника. На фоне конфликта с Училищем живописи, где Саврасов преподавал, он лишился казённой квартиры и был вынужден искать уединения и вдохновения вдали от столицы. Вместе с семьёй художник отправился в путешествие по Волге, где его взгляду открылись новые пейзажи и сюжеты.

«Грачи прилетели» начались с этюдов, созданных в Ярославле, а затем, в селе Молвитино под Костромой, художник нашел идеальный мотив для своего полотна — Церковь Воскресения Христова, которая стала ключевым элементом композиции. Завершение работы над картиной произошло уже в Москве.

Когда в 1871 году картина была впервые представлена публике на выставке передвижников, она вызвала настоящий фурор. Саврасов, будучи одним из основателей этого художественного движения, смог через своё творчество выразить новое отношение к русскому пейзажу, где каждый элемент природы наполнен внутренним светом и жизнью. Иван Крамской, один из ведущих художников того времени, отметил, что если в других пейзажах присутствуют лишь вода, деревья и воздух, то в «Грачах» зритель чувствует душу.
Портрет художника Алексея Кондратьевича Саврасова, 1884, Иосиф Петрович Волков

Что изображено на картине?

Картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» является одним из самых известных произведений русской живописи. Это не просто изображение природы, это гимн русскому пейзажу, в котором каждый элемент несет глубокий смысл и национальный колорит.
На картине изображен ранний весенний день. В центре композиции — березовый склон, который ведет к небольшой деревне с церковью. Небо занимает большую часть полотна, оно пронизано светом и воздухом, что придает сцене ощущение свободы и простора. Но это не просто пейзаж — это изображение момента пробуждения, символа возрождения и надежды.

Не просто пейзаж

Грачи, прилетевшие после зимы, и начинающие строить гнезда на голых ветвях берез, являются центральными фигурами картины. Они символизируют начало новой жизни, весеннее обновление природы и, по широте своего звучания, — обновление самой России.
Церковь Воскресения Христова, построенная в 1690 году в селе Молвитино (ныне — Сусанино)
Саврасов не просто запечатлел момент природы, он передал его через призму своих чувств и переживаний. В его работе чувствуется тонкая связь между человеком и природой, между национальным характером и универсальными ценностями. Пейзаж становится здесь средством для выражения глубоких философских размышлений о жизни, о временах года, о бегстве времени и о вечном возрождении.

«Грачи прилетели» — это картина, в которой каждый элемент играет свою роль в создании общего настроения. Саврасов использует свет, цвет и композицию, чтобы передать не только внешний вид природы, но и ее внутреннее состояние, ее душу. Это делает его работу не просто изображением ландшафта, но и поэтическим отражением русской души.
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО