Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как появились русские передвижники?

Почему появилась необходимость независимого от академического мира объединения? Кто организовал Товарищество передвижных художников и какие у них были цели? Рассказываем в статье.
Время чтения: 3 минуты.

Приложение для саморазвития. Скачать

Предпосылки бунта

В 1863 году преподаватели Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга готовили ежегодный конкурс на золотую медаль и грант, позволявший особо отличившимся выпускникам шесть лет жить в Италии и писать картины, не заботясь о поиске финансирования. Академия была на тот момент самым престижным учебным заведением страны для желающих связать свою жизнь с искусством, но в ней царила беспросветная приверженность классике и конкурс был неравен изначально.
Дело в том, что среди художников-академистов того периода была предвзятость, жанры картин соответствовали строгой иерархии, пришедшей из Франции периода классицизма. Высшим жанром считалась историческая живопись, после нее шли низкие жанры — портрет, бытовой жанр, пейзаж, анималистическая живопись и натюрморт. То есть художник, избравший своей специализацией морские марины, был в проигрышном положении по сравнению с тем, кто писал сюжеты из мифом, легенд и хроник. А конкурс — один на всех.
Левитан. «Над вечным покоем», 1894

«Бунт четырнадцати»

Живописцам не дали права выбирать сюжет, поэтому 8 октября 1863 года все конкурсанты подписали и подали в Совет Академии письменное прошение с просьбой предоставить им свободный выбор сюжета по желанию участвующего, если заданная Советом тема не отвечает личным наклонностям художника. Им отказали, а затем отказали еще раз перед самым конкурсом. В итоге тему сформулировали так: «Пир в Вальгалле».
Молодые люди пришли на объявление темы и Иван Крамской, неофициальный лидер коллектива, объявил, что они отказываются от участия и просят выдать им дипломы с уже имеющимися регалиями. Это событие вызвало скандал и за ними даже установили полицейский надзор, но дипломы выдали — почти всем. Петр Заболотский хотел воспользоваться возможностью и автоматически победить в конкурсе, но Совет решил, что конкурс из одного человека состояться не сможет и ему придется остаться на второй год.

Артель и товарищество

Первая выставка Товарищества передвижных художников состоялась только в 1871 году. Почти десять лет до этого момента бунтари провели как Артель — коммуна творцов с похожими взглядами на жизнь. Изначально они создали ее для того, чтобы было посильно платить аренду, а устав и членские взносы появились позже, после обретения популярности художниками Артели.
Все подходит к концу — среди членов Артели появились разногласия как экономического, так и идеологического характера. После выхода Крамского организация продержалась недолго. Крамской же перешел в Товарищество, с которым неразрывно связано развитие русского искусства конца 19 века.
Товарищество было идеей москвичей. Мясоедов, один из первых участников, позвал вышедших из Артели коллег и часть из них согласилась присоединиться к этому новому объединению.
Фото 1886 года

Искусство — народу

У Товарищества было две основные цели: показать современное искусство провинциальным жителям и найти покупателей для картин тех людей, кто не был тесно связан с Академией и не имел широкого списка контактов меценатов и коллекционеров.
Обе задачи были выполнены. Павел Третьяков много взаимодействовал с художниками объединения, заказывал у них картины для своих коллекций и сводил с интересующимися покупателями. За полвека своей деятельности Товарищество устроило 47 передвижных выставок. Помимо ежегодных экспозиций, оно организовывало выставки для городов, которые не включались в основной гастрольный маршрут. Там они представляли произведения передвижников, которые не успели продать на главных выставках.
Васнецов. «Витязь на распутье», 1882
Среди постоянных участников выставок — Крамской, Серов, Репин, Левитан, Перов, Васнецов, Куинджи и многие другие художники того периода. Здесь не существовало тесных рамок и иерархий, которыми связывали себя академисты, поэтому не такие известные художники охотно искали покровительства у участников объединения. Таким образом набиралось большое количество людей для участие в каждой из выставок — работ экспонентов всегда было больше, чем работ непосредственно членов Товарищества. Это стало одной из причин распада организации в 1923 году: неравенство стало заметно даже среди относительно либерального общества и произошел отток молодых художников, которые организовывались в собственные артели.
ЖИВОПИСЬ