Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Разбор картины Густава Климта «Поцелуй»

Он повсюду: на рекламных билбордах, пакетах, зонтах, тетрадках, календарях и шариковых ручках. Самая знаменитая картина Густава Климта уже давно превратилась в элемент поп-культуры. По частоте цитирования вездесущий «Поцелуй» уступает, пожалуй, только «Джоконде». Что привлекает нас в «Поцелуе»? И почему вот уже больше ста лет он сохраняет статус «поп-иконы»?

Время чтения: 5 минут
Приложение для саморазвития. Скачать

Ускользающее мгновение


Главный художник венского модерна, Климт написал «Поцелуй» в 1908 году. Первоначально произведение называлась «Влюбленные», но позднее название было изменено.


Сюжет картины прост: художник изображает объятия влюбленной пары и их движение навстречу поцелую. Климт передаёт момент единения, даже слияния. Фигуры объединены одной линией — мощной и текучей одновременно и, конечно, золотым цветом.

Вместе с тем в «Поцелуе» есть элемент незавершенности, недосказанности. Губы влюбленных не соприкасаются: это ещё не поцелуй, но его предвкушение, момент сладостного томления.


Мы видим выражение лица женщины, но лицо её спутника скрыто от нас. Это типично для Климта — женские образы всегда доминируют в его работах, а в какой-то момент он и вовсе перестает писать мужчин.


Некоторые исследователи видят в загадочной мужской фигуре самого живописца, а в его прекрасной рыжеволосой спутнице — возлюбленную художника Эмилию Флёге. Подруга Климта была шатенкой, но черты лица девушки действительно очень напоминают внешность Эмилии.

Конечно, сам факт обращения к конкретной модели не делает картину портретом, но нам нравится думать, что в «Поцелуе» изображены именно Эмилия Флёге и Густав Климт.

Эмилия Флёге и Густав Климт, 1910 г.

«Золотой» период


«Поцелуй» считается вершиной «золотого» периода в творчестве Климта. Время с 1898 по 1908 годы действительно было наиболее ярким и плодотворным в карьере художника.

Название этого этапа связано также с особой техникой исполнения и колоритом работ. В это время Климт всё чаще использует золотой цвет — как краску, так и листовое сусальное золото.

Увлечение золотом связано с детскими воспоминаниями Климта: отец мастера был ювелиром. Но наиболее активно он начал применять этот материал после путешествия по Италии в 1903 году. Византийские золотофонные мозаики Равенны и Венеции поразили художника. Вернувшись из Италии, он стал обращаться к золоту всё чаще.

Постепенно золотой цвет распространился на задние планы его работ. Некоторые произведения («Портрет Адели Блох-Бауэр», «Древо жизни» и «Поцелуй») он захватывает почти целиком.

Г. Климт «Портрет Адели Блох-Бауэр I», 1907 г.

Произведения художника этого периода были особенно популярны и вызывали всеобщее восхищение — люди любят золото :)

«Поцелуй» — тогда ещё в незаконченном виде, и под названием «Влюбленные» — был впервые продемонстрирован на XIV выставке сецессионистов в 1908 году. Работа понравилась публике, а специальная комиссия единогласно решила приобрести полотно для недавно открытой Галереи Бельведер. Оно было продано за баснословные 25 тыс. крон — примерно 240 тыс. долларов в современном эквиваленте.

Орнамент


Орнаментальные мотивы играют важную роль в работах Климта. Они появляются в рисунке волос, элементах одежд, заполняют фон почти целиком. В «Поцелуе» в орнаментальной манере трактованы одежды, фон и зелёный луг, усыпанный цветами под ногами влюбленных. Этот цветочный ковер ассоциируется с техникой изготовления мозаичного стекла millefiori или «тысяча цветов» с венецианского острова Мурано.


Орнаменты, которые мы видим на плащах героев, соответствуют категориям «мужского» и «женского» и передают идею двойственной природы любви. В одеянии мужчины доминируют чёткие графичные прямоугольники, а наряд его возлюбленной украшают концентрические круги и струящиеся спиралевидные линии.

Споры вокруг значения геометрических орнаментов Климта не утихают. Поклонники фрейдистского анализа разглядели в них символы мужского и женского начал — сперматозоиды и яйцеклетки. Сторонники чистого искусства, возмущенные такой трактовкой, видят в них простые круги, прямоугольники и квадраты.

В начале XX века орнамент становится любимой темой не только живописцев, но и историков искусства. В этом смысле творчество Климта можно связать с идеями его современника и соотечественника Алоиза Ригля.

Ригль был главой венской школы искусствознания. Он ввёл понятие
kunstwollen — художественной воли. В концепции Ригля художественная воля является движущей силой искусства, а орнамент выступает как основное ее проявление.

Прихотливые орнаментальные мотивы, сияние золота, недосказанность и тонкий эротизм — фирменный стиль Климта. Это то, за что мы так любим его «Поцелуй». А за что любите (или не любите) его вы?
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО