Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Былины, сказки и религия в картинах Васнецова

Виктор Васнецов писал картины в разных жанрах. Его стиль эволюционировал: сначала в нём преобладали бытовые сюжеты, а сказочные, былинные и религиозные мотивы появились в его творчестве позднее. Рассказываем о них в статье.
Время чтения: 2 минуты

Приложение для саморазвития. Скачать

Путь художника

В конце 1860-х годов Васнецов обучался живописи у художника Николая Крамского. Затем он поступил в Академию Художеств. После её окончания он решил отправиться в Париж, чтобы посмотреть, как живут в Европе, и почерпнуть вдохновение у иностранных мастеров. Однако Васнецов разочаровался во французской живописи: она казалась ему однообразной и устаревшей.
В одной из Парижских галерей Васнецова впечатлила картина Поля Делароша «Смерть королевы Англии Елизаветы I», но современные работы художника будто находились в её тени. Васнецов оставался чужд парижской жизни и мог лишь наблюдать за её стремительностью. Например, в картине «Акробаты» он отразил один из эпизодов своих прогулок по ночной столице.

Былинное и сказочное

В. Васнецов. «Богатыри», 1898 год
Искания Репина продолжались. В 1870-х годах он общался с русским художником Василием Поленовым, который в то время жил во Франции. В его мастерской они вели разговоры о родине и обсуждали работы соотечественников. Там родился эскиз картины «Богатыри» по мотивам известного былинного сюжета. Для той эпохи былины были чем-то новым: сейчас нам всем знакомы сказания об эпических героях, но раньше их считали пережитком древности. Лишь в конце XIX века фольклористы начали собирать по всей России кусочки исторической памяти. Васнецов писал «Богатырей» около двадцати лет. Он работал с натурщиками и создал несколько этюдов с героями и разными планами картины.
На полотне мы видим Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича в полном обмундировании. Тучи на заднем плане сгущаются: это сулит героям опасность. Но они готовы перед ней сплотиться. Некоторые критики видят в «Богатырях» главные черты русского духа. Добрыня Никитич, держащий руку на мече — готовность сражаться за родину. Илья Муромец, смотрящий вдаль — основательность и мудрость. Алёша Попович — чуткость и умение созерцать прекрасное.
В дальнейшем Васнецов продолжал обращаться к народным мотивам. В 1889 году он написал картину «Иван-царевич на Сером Волке». В ней он отразил эпизод из одноимённой сказки.
Герои пробираются через тёмный лес, таящий опасности. Они грустны и встревожены, потому что ожидают скорой разлуки. Однако цветущее яблоневое дерево на переднем плане картины напоминает о доброте, радости и любви. Яблоня спокойна и будто освещает героям путь к счастливому концу. Картина пронизана контрастами и глубоко погружает зрителя в мифологический сюжет. Русский меценат Савва Мамонтов говорил о ней так: «Всё это мое, родное, хорошее! Я просто ожил!».

Религиозное

Большую часть в творчестве Васнецова занимает религиозная живопись. Она стала ярко проявляться в его работах после 1880-х годов.
В. Васнецов. «Страшный суд» (фрагмент), 1904 год
Он писал картины по священным сюжетам, например, «Страшный суд» и создавал иконы — «Богоматерь», «Владимир», «Сергий». Также он оформлял храмы: расписывал Владимирский собор в Киеве («Христос-Вседержатель»), храм Воскресения в Петербурге («Спаситель»), собор Александра Невского в Варшаве («Сошествие во ад») и другие.
ИСКУССТВО