Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Философия Мартина Хайдеггера

Немецкий мыслитель Мартин Хайдеггер — одна из самых значительных и противоречивых фигур в философии ХХ века.
Его радикальный разрыв с философской традицией предыдущих столетий стал одним из главных событий в истории мысли. Работы Хайдеггера оказали влияние на формирование неогегельянства (Т. Грин), экзистенциализма (Ж.-П. Сартр), постструктурализма (Ж. Деррида), современного спекулятивного реализма (Ю. Такер и Г. Харман) и даже на идеи теоретиков глубинной экологии.
Как и Ницше, он принципиально не формировал никакой «системы» и вообще любил называть себя «скромным смотрителем» в «музее истории мысли». Однако мыслил он строго и всегда поправлял тех, кто понимал его неправильно.
Философию Хайдеггера разделяют на два периода: от знаменитого труда «Бытие и время» до «Поворота» (Die Kehre), выпущенного в начале 1930-х годов, и после «Поворота» до конца жизни.
Время чтения: 5 минут
Приложение для саморазвития. Скачать

«Бытие и время» (Sein und Zeit)

Наставник Хайдеггера Эдмунд Гуссерль посоветовал философу опубликовать что-то из своих записей, чтобы тот мог претендовать на место ректора. Так на свет появился magnum opus Хайдеггера «Бытие и время».
В работе он в первую очередь заново поставил главный вопрос философии — вопрос о Бытии.
Именно «вопрошание» о смысле Бытия, считал он, способно пробудить человека от забвения Бытия. В забвении во многом виновата западноевропейская философия, создавшая субъектно-объектную диспозицию, то есть разделение между познающим и тем, что находится вне его — другими людьми, вещами и даже Бытием.
Согласно Хайдеггеру, на самом деле каждый «заброшен в Бытие», находится внутри него. Соотнесённость с этой конечной истиной его существования выражает важнейшее для философа понятие Dasein (Дазайн, вот-бытие).
Дазайн побеждает в человеке разделение субъекта и объекта. Хайдеггер сравнивает это преображение с ударом молнии, внезапно освещающей неразрывную цельность Бытия во всей его подлинности.
Различные аспекты соотнесённости человека с его Бытием Хайдеггер называл экзистенциалами.
Одним из них является Бытие к смерти: осознание конечности и временности существования помогает индивиду найти подлинный смысл. Так, известие о скорой кончине открыло герою Льва Толстого из повести «Смерть Ивана Ильича» глаза на неподлинность его существования. Герой понял свою неосознанность: он больше похож на вещь, которой пользуются, чем на человека, который совершает поступки.
«Каждый человек — пастух своего Бытия», писал Хайдеггер. Таким образом на каждом из нас лежит тяжёлое бремя ответственности за себя и за других людей. Эту ответственность — ещё один экзистенциал — Хайдеггер назвал заботой (Sorge).
Поясняя практическую значимость заботы, психиатр Ролло Мэй пишет: «Если я забочусь о своей сущности, я буду уделять определённое внимание её благополучию, если же я не забочусь о ней, моя сущность распадается».

После «Поворота» (Die Kehre). Язык искусства

В начале 1930-х Хайдеггера назначили на должность ректора, что также требовало вступления в национал-социалистическую партию.
Но быстро он покинул пост и вновь обратился к философии, оставив политику позади. Его всё больше начинает интересовать искусство как альтернатива «вопрошанию о смысле Бытия».В небольшой статье «Исток художественного творения» он утверждает, что художник, сам того не зная, способен в своих произведениях облагородить обычные вещи, представив их в свете несокрытости Истины — алетейи (от греч. Αλήθεια).
Хайдеггер приводит в пример картину Ван Гога «Башмаки». По мнению философа, она олицетворяет неопосредованную связь крестьянина, носящего эти башмаки, с землёй, при этом изымая сами башмаки из мира «сущего», из мира вещей, отягощённых чётким практическим предназначением.
Ван Гог «Башмаки» (1886)
Поэзию Хайдеггер называл игрой, имеющей величайшее значение: он признавал за поэтами дар говорить от языка как такового. Вместе с тем язык Хайдеггер называл «домом Бытия».
Например, он цитирует строку немецкого поэта-романтика Гёльдерлина: «Но что остаётся пребывать, то созидают поэты». Философ поясняет, что поэзия — это непреходящая основа нашей способности к осмысленной речи. Последнюю при этом надо отличать от пустой болтовни.

Язык техники

После войны на Хайдеггера сваливается невиданная слава: с ним ищут встречи философы со всего мира, а на основе его идей создаётся психотерапевтическое направление — Дазайн-анализ.
При этом на родине от философа требуют раскаяния за членство в партии и официально запрещают преподавать.
Хайдеггер всё больше времени посвящает «Вопросу о технике». Так называется доклад, представленный в 1953 году.
Опасность стремительного технического прогресса Хайдеггер выразил в понятии «постав». Постав — это выведение из потаённости, эксплуатация людьми природы с помощью техники.
В качестве примера такой эксплуатации Хайдеггер приводит гидроэлектростанцию на Рейне, превратившую великую реку в не более чем вспомогательный элемент. Мы можем, например, вспомнить трагическую историю Аральского моря, полностью высушенного во времена СССР ради орошения земель.
Как писал Гёльдерлин: «Там, где опасность — там и спасенье». Хайдеггер не воспринимает технику как угрозу. В работах, посвящённых поэзии, он вспоминает древнегреческое слово технэ, обозначавшее как ремесленный труд, так и творчество.
Он призывает обратиться к сути техники и разглядеть в том, что на первый взгляд кажется бездушной работой механизмов, Бытийную основу, общую и для человека, и для его изобретений.
Критикуя современность, Хайдеггер не отказывает человеку в праве на существование, не называет его «одномерным». Именно поэтому его размышления о Бытии, технике и искусстве всё ещё актуальны. Хайдеггер заглядывал в далёкое прошлое, чтобы обратиться к будущему.
ФИЛОСОФИЯ