Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Мишель Фуко: анализ феномена безумия

фуко, мишель фуко, что такое безумие, безумное и неразумное, безумное и неразумное фуко анализ, безумие и неразумие, безумие и неразумие анализ, безумие и неразумие фуко, психиатрия, безумие до психиатрии
Сегодня мы рассматриваем безумие через призму медицины, хотя когда-то люди видели в нем божественное откровение, наказание за грехи или необузданную силу. Но как в прошлом определяли, кого назвать безумным и как с ним обращаться? Как ставили диагнозы до появления психиатрии?
На все эти вопросы искал ответы Мишель Фуко. В этой статье мы разберем выводы, к которым он пришел.
Время чтения: 13 минут
Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении

Историческая эволюция безумия

Фуко открыл, что безумие — это культурный, социальный и исторический феномен. И отношение людей к нему менялось в разные эпохи.
В античности, особенно в Древней Греции и Риме, безумие не было однозначно негативным явлением. Да, иногда его считали божественной карой за проступки. Но Платон в диалоге «Федр» упоминал еще четыре вида божественного безумия: пророческое, мистическое, поэтическое и эротическое. Они, по его мнению, были источником вдохновения и мудрости. И с их помощью человек соприкасался с высшими силами.
Гиппократ же связывал безумие с физическим состоянием человека. Он полагал, что здоровье, в том числе психическое, зависит от баланса четырех жидкостей в теле: крови, слизи, желтой и черной желчи. И если одной из них было слишком много или мало, это могло приводить к болезням, в том числе к психическим расстройствам. Например, считалось, что меланхолию — то, что сейчас назовут депрессией — вызывает избыток черной желчи. Так что уже в древности врачи приблизились к медицинскому пониманию психических отклонений.

«Гиппократ посещает Демокрита» (1636), Н. Муйарт
«Гиппократ посещает Демокрита» (1636), Н. Муйарт

В Средние века в безумии видели влияние демонов. Людей, которые видели мир иначе, считали одержимыми. Но изредка безумцев воспринимали как носителей божественной воли или тех, кто общается с потусторонними силами. Вспомни пророков или юродивых. Их уважали или даже боялись, ведь они видели больше, чем обычные люди.
В эпоху Возрождения отношение к безумию изменилось. Под влиянием науки и гуманизма его начали рассматривать как отражение человеческих слабостей и пороков. И общество начало отгораживаться от людей с психическими расстройствами, но пока еще не системно. Фуко описывает, как их сажали на так называемые «корабли дураков» и отправляли в плавание. От них избавлялись, ведь они не вписывались в нормы.
Но уже в XVII веке подход к безумию стал куда менее гуманным. В Европе произошло так называемое «Великое заточение». Это период, когда людей с психическими расстройствами начали массово изолировать от общества. Их стали помещать в больницы и тюрьмы вместе с бедняками, преступниками и другими «неудобными» людьми. Так безумие превратилось в нечто, от чего нужно избавиться.
Фуко подчеркивает, что безумцев больше не считали особенными или избранными. Они стали символом нарушения общественных норм. Их не лечили, а скрывали от глаз общества. А история безумия, по словам философа — это не только история медицины, но и история власти. Это явление всегда было на пересечении социальных норм, политики и науки. А те, кого считали безумцами, часто были жертвами системы и контроля.

Критика медицинского дискурса

В работе «Безумие и неразумие» Фуко анализирует влияние медицины и науки на восприятие безумия начиная с XVIII века. Он показывает, как медицинский дискурс, который кажется нам объективным, стал инструментом контроля и подавления тех, кто не соответствовал общественным нормам. Для Фуко психиатрия — это форма власти, которая определяет, что является нормальным, а что — отклонением.
Фуко ввел понятие «нормализации». Это процесс, с помощью которого наука устанавливает правила поведения. И те, кто им не соответствует, считаются больными. Психиатрия стала важным инструментом для того, чтобы исключать из общества тех, кто не соответствует норме.

Приложение Правое полушарие Интроверта

Представь мир, где каждый человек должен работать с 9 до 6, следовать правилам и вести «нормальный» образ жизни. А если кто-то решает выйти за эти рамки, его признают «странным» или даже «безумным». И именно психиатрия помогает определить таких людей и вернуть их в общественные рамки через лечение или изоляцию.
С приходом науки и медицины безумие стало восприниматься исключительно как болезнь, которую нужно лечить. Этот переход привел к тому, что разнообразие человеческого поведения начали сводить к диагнозам.
Фуко критикует психиатрию за то, что она диктует, что считать нормальным. Врачи стали судьями, которые решают, кого нужно изолировать и вылечить. Например, в XIX веке во французской больнице Сальпетриер Жан Мартен Шарко использовал женщин с истерией для публичных демонстраций гипноза. Это показывало отношение общественных институтов к психическим заболеваниям как к «шоу». А в лондонской психиатрической больнице Бедлам пациенты фактически становились экспонатами для публичных экскурсий. Такие практики служили ярким примером того, как общество изолировало и контролировало безумных. Фуко называет это «биовластью». И заставляет задуматься о том, как общество определяет, что «нормально», а что «безумно», и почему эти границы постоянно меняются.

Критика

Фуко издал «Безумие и неразумие» в 1961 году, и эта публикация стала важным событием в интеллектуальной жизни того времени. Чтобы понять контекст этого труда и его влияние, стоит рассмотреть несколько важных аспектов: культурную и философскую обстановку, реакцию общества и других мыслителей.
Фуко писал в послевоенной Европе, когда философы активно переосмысляли человеческую природу, общество и власть. Европа восстанавливалась после Второй мировой войны. И мыслители стремились понять, как такая катастрофа могла произойти и как институты власти участвовали в контроле над людьми.

цепочка власти по Фуко

Этими вопросами занимались структуралисты. Они считали, что люди — это продукты культурных и социальных систем. Под влиянием их идей Фуко исследовал, как общественные институты, например, медицина, структурируют отношение к психическим расстройствам.
И его взгляд на историю безумия и психиатрии шокировал многих. В то время наука и медицина считались исключительно позитивными явлениями, которые несли прогресс и лечение. Но Фуко показал, что психиатрия может быть инструментом подавления и контроля. Он рассматривал историю безумия как форму социального угнетения. Это был совершенно новый подход — восприятие истории через призму власти, а не прогресса.
Одним из основных критиков работы стал французский психиатр Жорж Кангилем. Он был одним из учителей Фуко и сыграл важную роль в формировании его философских взглядов. Однако Кангилем как сторонник исторического подхода критиковал некоторые выводы ученика. В частности, он был не согласен с тем, что психиатрия описывалась исключительно как инструмент репрессивной власти.
В медицинском сообществе взгляды Фуко встретили с сопротивлением, ведь они ставили под сомнение нравственные основы психиатрии. Однако в академической среде и среди философов он был принят с большим интересом, особенно среди тех, кто занимался вопросами власти, социологии и культурной критики.
Сегодня работа Фуко признана одной из самых влиятельных книг по критике власти и медикализации. Однако его подход продолжает вызывать споры. Так, Рой Портер, британский историк медицины, указывал на недостатки методологии Фуко и критиковал его за чрезмерное обобщение и игнорирование положительного вклада психиатрии в жизнь больных.
А итальянский философ Джорджо Агамбен развил идеи Фуко. Он выдвинул теорию о биополитике и исследовал, как государство контролирует жизнь людей через управление их телами. Агамбен, как и Фуко, рассматривал современное общество как пространство, где власть пытается контролировать даже самые интимные аспекты жизни человека.
Современное состояние психиатрии показывает, насколько работа Фуко актуальна до сих пор. С одной стороны, психиатрия далеко ушла от своего карательного прошлого. Одним из ключевых ее направлений сейчас является борьба со стигматизацией психических заболеваний. Этот подход подчеркивает, что люди с психическими расстройствами имеют право на полноценную жизнь. Сегодняшние модели психиатрии все чаще фокусируются на восстановлении и уважении человеческого достоинства.

С другой стороны, современная психиатрия все чаще рассматривает такие состояния, как тревога, депрессия, СДВГ и другие расстройства, как неотъемлемые части повседневной жизни. В некоторых случаях это ведет к медикализации личного и социального поведения. Все большее количество людей получают диагнозы и рецепты на препараты, которые призваны управлять эмоциональным состоянием и поведением. И Фуко предостерегал именно от этого.

Приложение Правое полушарие Интроверта

Автор: Алена Сухинина, философ (ПГНИУ), популяризатор науки
ФИЛОСОФИЯ ПСИХОЛОГИЯ