«Довод» Кристофера Нолана, вышедший осенью 2020 года, стал фильмом-надеждой на возрождение кинотеатров после долгого перерыва. Кажется, лучшего варианта быть не может, ведь идею для него режиссёр вынашивал 20 лет, а на сценарий потратил 7. Премьера «Довода» переносилась несколько раз, а на съёмки была потрачена рекордная сумма — 200 млн долларов.
Главный герой фильма — безымянный агент ЦРУ. Сам себя он несколько раз называет Протагонистом, в титрах он указан так же. Он проходит отбор для сверхсекретной миссии — спасти мир от гибели: люди будущего хотят уничтожить мир прошлого руками русского олигарха Андрея Сатора. Для этого они используют необычную технологию путешествия во времени — герои буквально пешком отправляются в прошлое благодаря технологии инверсии, которая заставляет события идти вспять.
Сюжет фильма состоит из двух временных линий, которые движутся навстречу друг другу. Похожий приём режиссер использовал в «Помни», одном из своих первых фильмов. В нём даже была сцена с пулей, летящей обратно в пистолет, — только там это было метафорой, а в «Доводе» движение назад во времени — неотъемлемая часть сюжета.
Название фильма является палиндромом, то есть одинаково читается справа налево и слева направо. Довод (или Tenet в оригинале) не только обыгрывает движение сюжетных линий, но и отсылает к известному палиндрому Sator Arepo Tenet Opera Rotas, который вписывался в квадрат. Остальные части фразы тоже есть фильме: русский олигарх носит фамилию Сатор и владеет компанией «Ротас». Подделки картин Гойи нарисовал любовник его жены Арепо, а фильм начинается с захвата оперы.
Но несмотря на все старания, Нолану не удаётся создать идеальный палиндром — начало не совпадает с концовкой.
Одним из любимых фильмов режиссера является «Шпион, который меня любил» о Джеймсе Бонде. Возможно, именно эта детская любовь подтолкнула его к тому, что «Довод», несмотря на теорию об инвертированном движении во времени, — это ретро-шпионская драма.
«Шпион, который меня любил» — это история с участием русских, снятая на излёте холодной войны. Здесь упоминается новая холодная война, которая теперь ведётся не между державами, а во времени, но главным антагонистом тоже оказывается русский.
Своими корнями его власть уходит во времена разваливающейся военной мощи СССР. Отдельно хочется отметить захват Киевской оперы в самом начале, которая отсылает нас к трагедии «Норд-Оста».
Бондиану напоминает и то, что главный герой — агент, который должен втереться в доверие к главному злодею, действуя через его жену. Протагонист катается на катерах и яхтах, совершает безумные прыжки по зданию в Мумбаи — всё это очень в духе агента 007, но с одной оговоркой. Бонд идеально вписывался в любую ситуацию, а вот Протагонист — американец, и его не учили хорошим манерам и умению носить идеальные костюмы.
Кроме того, ещё в начале нам говорят, что герой считается мёртвым — это роднит его с другим известным шпионом Джейсоном Борном, тоже американцем, который страдает амнезией и пытается понять, в чьей же игре он является пешкой. Похожие мысли терзают и героя «Довода».
Нолан в «Доводе» возвращается к своим излюбленным темам — времени и рекурсии. Он работает с ними ещё со времен своей первой короткометражки «Жук-скакун»: её главный герой охотится на жука, который оказывается его уменьшенной версией, и погибает от собственной руки.
Так и Протагонист, который лишён имени, прошлого и, кажется, какой-либо личности вообще, оказывается в рекурсии с самим собой. Как и главный герой, его помощник Нил и жена олигарха Кэт не имеют собственной истории и мотивации. В случае Кэт это особенно печально, поскольку её единственная мотивация — это её сын, которого нам показывают три раза, да и то мельком.
Единственный персонаж, чья история нам известна — главный злодей, который оказывается русским бандитом из закрытого военного городка, оказавшимся в нужное время и в нужном месте. Он стремится уничтожить мир просто потому, что не хочет, чтобы кто-то наслаждался жизнью вместо него.
Нолана часто обвиняют в том, что у него нет сердца, но «Интерстеллар» доказывает нам обратное. В случае же «Довода» герои превращаются в картонные фигуры, у которых нет отношений или человеческих эмоций. Фильм, увы, не спасают ни харизма Роберта Паттинсона, ни появление Майкла Кейна.
Лучше всего Нолану удаётся снимать неодушевленные вещи — захватывающие пейзажи, технику, архитектуру. Сцены, где герои катаются на крылатых катамаранах, или момент с разрушающимися зданиями, снятые оператором Хойте ван Хойтема («Интерстеллар», « 007: Спектр», «Она») в сочетании с почти кубриковской страстью к масштабным панорамам, делают «Довод» идеальным кино для открытия киносезона.
Этот фильм однозначно стоит смотреть в кинотеатре: сочетание музыки Йоранссона (который весьма успешно заменил Циммера), захватывающих экшн-сцен и спецэффектов создаёт ту самую магию кино, о которой так любит говорить Нолан.
Но несмотря на всё визуальное великолепие, мастерски закрученный сюжет, масштабный размах съёмок и интересную концепцию путешествий во времени, фильму не хватает человечности.
Кажется, пока педант и перфекционист Нолан готовил свой проект мечты, он слишком увлёкся физикой и постановкой реверсивных сражений, что забыл об одной важной мысли: какой бы впечатляющей ни была картинка, не стоит забывать и об эмоциональном посыле.