Термином реди-мейд в искусстве обозначаются объекты повседневного пользования, которые художник помещает в художественный контекст и придает им новый смысл. Но можно ли это назвать искусством, и как появился реди-мейд? Разбираемся в статье.
Время чтения: 3 минуты Приложение для саморазвития. Скачать
Как появился термин «реди-мейд»?
В начале XX века искусство переживало кардинальные перемены. В 1916 году появился дадаизм, его суть была в разрушении общепринятых понятий эстетики. Это стало началом постмодерна. В этот же период начали появляться «готовые вещи» — реди-мейд. Суть была в том, чтобы перенести повседневную вещь из нехудожественного пространства в художественное. Объект оставался тем же, но приобретал новый смысл. Впервые термин «реди-мейд» использовал сюрреалист Марсель Дюшан — автор известного «Фонтана». «Фонтан» представлял собой перевернутый писсуар с надписью «Р. Дурак». Таким образом художник высмеивал высокое искусство. Он был первым, кто выдал готовый предмет за произведение искусства. Он задавался вопросом, а что можно назвать объектом искусства? Может ли им быть уже существующая вещь? Если нет, то почему, ведь художник сам выбрал ее?
«Телефон-омар» и «меховой чайный сервиз»
Реди-мейд моментально стал популярным в авангарде. Сюрреалисты могли сломать прежние рамки и соединить фантазию и сон. Так, Сальвадор Дали, Мерет Оппенгейм любил реди-мейд. Они преобразовывали уже существующие вещи, добавляя видимые детали. Сальвадор Дали придумал «Телефон-омар».
Он купил в магазине телефон и положил на его трубку омара. Этот реди-мейд художник объяснял таким образом: «Не понимаю, почему, когда я заказываю в ресторане жареного омара, мне никогда не подают отварной телефон». Мерет Оппенгейм является автором «Мехового чайного сервиза». В результате осмысления предмета художницей он утратил первоначальную функцию. Теперь он был бесполезным. Зато Мерет Оппенгейм совершила подмен гендерных коннотаций. Хрупкий чайный набор стал выглядеть агрессивно.
Фантазия на максимуме
Стоит отметить, что и поп-арт, и концептуальное искусство строились на принципах реди-мейда. Так, в 1955 году Роберт Раушенберг представил картину «Кровать». Это была обычная кровать, которую художник забрызгал краской и поставил вертикально. Таким образом предмет приобрел новый смысл.
В СССР арт-объекты тоже становились популярными. Однако искусство отличались пессимистичностью. Человек эпохи авангарда считал, что он творец мира, а человек эпохи постмодерна чувствовал свою вторичность. Авторство как будто потеряло прежнее значение. Искусство создавалось для всех, а не только для элит. Предметы искусства были различными. Кто-то выставлял мусор как произведение искусства, а кто-то даже продавал воздух за огромные деньги.