До конца акции осталось:
Предновогодняя флеш-сейл со скидкой 50% на самые популярные курсы
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Откуда берутся ложные воспоминания

Ложные воспоминания возникают в разных обстоятельствах и оказывают серьезное влияние на нашу жизнь и взаимоотношения с другими людьми. Рассказываем о том, какие события влияют на наши воспоминания и что именно приводит к их «переписыванию».
Время чтения: 5 минут.

Приложение для саморазвития. Скачать

Виды памяти

Формирование воспоминаний в мозгу человека происходит благодаря сложным нейронным связям, которые создаются при взаимодействиях между нервными клетками. Для того, чтобы визуализировать этот процесс, обратимся к многоэтажной модели памяти Аткинсона-Шиффрина.
По этой модели, новая информация сначала поступает в ультракороткую сенсорную память. Человек связывает её со звуком, зрительным образом или ощущением. Затем она поступает в кратковременную память, а если информация действительно важна, то мозг переносит её в долговременную память.
Кратковременная память имеет ограниченную емкость, и если информация не переносится в долговременную память, то она забывается и освобождает место для новых навыков. Долговременная же память — основная система, которая хранит знания, опыт, навыки и воспоминания. Это всё может храниться на протяжении многих лет.
Формирование связей между нейронами в мозгу происходит благодаря процессу, называемому синаптической пластичностью. Он позволяет изменять силу связей между нейронами в зависимости от того, насколько часто они активируются. На практике это выглядит так: человек может забыть номер квартиры знакомого, потому что мозг не посчитал этот факт нужным и удалил из кратковременной памяти.
Но при повторном стимуле — например, прочтении номера квартиры в переписке — он рано или поздно откладывается в долговременную память. Каждый индивидуум отличается: кому-то нужно повторить информацию трижды, а кому-то десять раз. Поэтому попытка вспомнить что-либо — сложный процесс, задействующий комбинацию из разных типов памяти.

Память и воспоминания

Одним из ключевых механизмов, которые могут привести к возникновению ложных воспоминаний, является процесс восстановления информации. Когда мы пытаемся воссоздать уже прошедщие события, мы используем доступную информацию из нашей памяти, чтобы заполнить пробелы и создать целостную картину происходившего. В этом процессе мы можем ненамеренно заполнить появившиеся пробелы ложной информацией. Так формируются ложные воспоминания.
Также важно учитывать, что информация, которую мы получаем, может быть искажена в зависимости от наших предубеждений и эмоционального состояния. Например, если мы часто думаем о том, что планируем сделать, то мы можем случайно убедить себя, что эта задача уже решена.
Эмоционально напряжённые моменты могут оставаться в памяти на долгое время, но их восприятие и воспоминания о них могут быть искажены в зависимости от эмоционального состояния. Так, разговор про расставание может быть воспринят партнёрами совершенно по-разному, и у одного из них может сформироваться воспоминание о том, чего не было. Например, может исказиться смысл высказывания: девушка сформулировала одну причину для разрыва отношений, а мужчина запомнил другую.

Ложные воспоминания

Воспоминания о событии или ситуации, которые на самом деле никогда не происходили, возникают по разным причинам. Самый известный фактор — суггестия. Это процесс, когда кто-то другой наводит мысли о происшедшем событии или даже «внушает» определенные воспоминания, которых не было на самом деле.
Например, если кому-то многократно говорить о том, что они видели кого-то определенного на месте преступления, они могут начать «вспоминать» это событие, хотя на самом деле оно никогда не происходило. Если свидетель, который не помнит точно лицо грабителя, увидит несколько раз одного и того же подозреваемого среди на опознаниях, он может непроизвольно «переписать» смутное воспоминание и подставить туда часто встречающееся на фотографиях лицо.
Исследование Элизабет Лофтус 1995 года показало, что воспоминания действительно легко «подсадить». Оно проводилось на мужчинах и женщинах в возрасте от 18 до 53 лет. Со слов родственников рассказали четыре истории из их детства, три из которых были настоящими, а одна — убедительно сфабрикованной. После этого Лофтус просила участников эксперимента вспомнить как можно больше деталей о событии или написать «я не помню этого», если никаких воспоминаний не сохранилось. 25% испытуемых смогли рассказать о событиях, которых никогда не происходило. Кроме того, при просьбе найти ложную историю, 5 из 24 человек совершили ошибку.
Элизабет Лофтус
Пересказ события также может приводить к возникновению ложных воспоминаний. Когда мы пересказываем событие, мы можем неосознанно изменять определенные детали или даже добавлять новые, которых не было на самом деле. Это может привести к тому, что со временем наша память начинает воспринимать историю в «усовершенствованной» версии, не так, как она разворачивалось на самом деле.
ПСИХОЛОГИЯ