Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как фотография повлияла на живопись

Она дала возможность довольно быстро получать достоверные и детализированные изображения окружающего мира, и, конечно, это не могло не повлиять на художников. Неслучайно, например, именно в годы бума фотографии появляется импрессионизм. Но почему? Давайте разбираться вместе.

Время чтения: 3 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать.

Изменение целей и задач искусства


До того, как Луи Дагер в 1839 году представил миру своё революционное изображение — дагерротипию, в искусстве ценилось умение художника достоверно изображать окружающий мир. Но когда появилась фотография, оказалось, что простая машина может справляться с этим куда лучше. По этой причине многие мыслители того времени провозгласили смерть живописи.

Луи Дагер

Например, поэт и критик Ш. Бодлер с горечью писал: «В живописи и ваянии нынешнее кредо широкой публики, особенно во Франции таково: "Я верю в природу и только в нее одну. Я считаю, что искусство есть ни что иное, как точное воспроизведение природы". День ото дня искусство теряет самоуважение, оно раболепствует перед реальностью, а художник всё более склоняется писать не то, что подсказывает ему воображение, а то, что видят его глаза». 



Но у этой медали была и обратная сторона. Изобретение фотографии освободило художника от необходимости копировать реальность. И искусство, наконец, могло начать заниматься другими вещами.

Изменение видения


Фотографический процесс того времени был далеко не совершенен: выдержка могла длиться около получаса, иначе был риск получить смазанное изображение. Поэтому вместо того, чтобы состязаться с фотографией в правдоподобности изображения, художники обратили свое внимание на то, что для фотографии было недоступно — свет, цвет, движение. И это было одной из предпосылок возникновения импрессионизма — течения, которое во главу угла ставило запечатление мгновения, состояния, настроения.

К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце», 1872 г.

Обращение к повседневности


Фотографы обратились к повседневной жизни города, и эту эстафету у них подхватили художники. Импрессионисты были одними из первых, кто начал изображать простые городские сценки: людей в кафе и театре, танцы, прогулки на лодках.

Л. Дагер «Бульвар дю Тампль в Париже», 1838 г. и Писсарро «Бульвар Монмартр», 1897 г.

Например, Эдгар Дега был очень захвачен новым изобретением, коллекционировал фотокарточки и сам учился фотографировать. И, к слову, никогда не отрицал этого, в отличие от других художников. Это очень заметно в его живописи: он «кадрирует» фрагменты реальности, и его картины похожи на случайные снимки. Яркий пример — его картины с балеринами.

Э. Дега «Площадь Согласия», 1876 г. и «Танцовщицы в голубом», 1878 г.

Исследование движения


До появления фотографии, к примеру, не знали, как именно галопирующая лошадь переставляет конечности. Эксперименты Мейбриджа помогли это установить. Уже упомянутый Дега изучал снимки фотографа и делал многочисленные зарисовки по их мотивам.

Хронофотография Э. Мейбриджа и зарисовки Э. Дега

Мейбридж также делал снимки движущегося человека. Это затем ляжет в основу экспериментов кубистов и футуристов, которые стремились внедрить в живопись измерение времени, показать в одном мгновении разные положения тела.

Хронофотография Э. Мейбриджа и М. Дюшан «Обнажённая, спускающаяся по лестнице», 1912 г.

Конечно, влияние живописи и фотографии было взаимным. Ранние фотографы боролись за признание своих работ, и поэтому они заимствовали многие приемы у художников. Викторианские фотографы заимствовали эстетику британского течения Прерафаэлитов, а художник Данте Габриэль Россетти использовал фотографии своих моделей для написания картин.

Россетти «Синее шёлковое платье», 1868 г. и Джейн Моррис (фотография Дж. Парсонса)1865 г.


ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО