Дэвид Юм — противник философских рационалистов. Он считал, что поведение человека определяется страстями, а не разумом. Юм одним из первых новоевропейских философов заговорил о морали. Так в чем суть его философии? Разбираемся в статье.
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Пучок перцепций, впечатления и идеи
Дэвид Юм начинает строить «всестороннюю науку о человеке». Он разделяет человеческую природу на познание, аффекты и мораль. Философия Дэвида Юма относится к эмпирической традиции европейской философии Нового времени. Соответственно, для него важно понятие «опыта», без которого он не представляет разум. Английский философ вводит термин «пучок перцепций». Он называет это содержимым нашего сознания, так как перцепция — это единица восприятия. Эти единицы как раз и появляются в результате опыта. Юм разделяет их на впечатления и идеи. Если впечатления — это что-то яркое, то идеи — тусклые. Впечатления появляются у человека с помощью чувственного восприятия, а идеи — по истечении определенного времени. Они проходят через ассоциации и воображения.
Аффекты вместо рационального
Дэвид Юм говорит, что природа наделила людей способностью к аффектам, то есть мы можем любит, страдать, раздражаться. Это бессознательная составляющая, которая уже есть в людях с рождения. Именно аффекты могут повлиять на формирование идей, а также на наши поступки. Таким образом философ доказывает, что у нас нет рациональной составляющей сущности. Сознание человека — это производное от чувственных данных. А так как чувства и эмоции непостоянны и изменчивы, объективного знания не существует. Хотя у людей есть способность накапливать и структурировать знания.
Дэвид Юм считает, что новое знание появляется в результате многократного повторения одинаковых действий. Но эти действия должны происходить в одинаковых условиях. Разум человека привыкает получать ожидаемый результат и верит в то, что алгоритм работает. В логике это называется индукцией. Однако философ подчеркивает слабость этого метода, так как это всего лишь сформированная привычка, и разум человека может подменять истинную причину предшествующим действиями. Именно так и рождаются догмы, которые основаны на вере в ложную причину произошедшего.
Мораль и эгоизм
Дэвид Юм изучает и моральную философию. Он говорит, что «нравственность — такой предмет, который интересует нас больше остальных». Теория познания — это фундамент для построения моральной философии. Философ уверен, что моральные законы, которые регулируют поведение людей, возникают из-за эгоистических мотивов. Он пытается понять, как люди все-таки преодолели эгоизм и создали государства, в которых ценится общественное благо. Дэвид Юм считает, что нельзя установить один моральный закон, который будет действовать всегда. Мораль изменчива — она зависит от экономических, политических, исторических ситуаций.
В попытке описать совокупность всех процессов жизнедеятельности человека философ обращается к слову «культура». Культура — это источник развития человеческого общества. Однако эту мысль в первой половине XVIII века современники не приняли.