Преступники — частый объект романтизации и идеализации. Почему их превозносят, несмотря на негативные, а порой и разрушительные последствия их действий? Разбираемся в этой статье.
Время чтения: 4 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать.
Приложение для саморазвития. Скачать.
Истоки романтизации
Романтизация — это процесс преувеличения или искажения реальности, чтобы создать привлекательный образ вокруг какого-то явления. В контексте преступности она подразумевает создание мифов, идеализированное представление о не соблюдающих нормы и законы людях и их действиях.
Процесс идеализации наиболее распространён среди подверженных влиянию извне и чужим манипуляциям людей. Их картина мира часто меняется — в зависимости от того, чему они хотят подражать в конкретный момент. На таких людей воздействует всё: новый модный тренд, который непременно хочется повторить, харизматичный герой сериала, на которого хочется быть похожим.
Во многом это касается именно подростков, стадия тинейджерского бунта — естественный этап в жизни человека. Они выходят из детского возраста, и начинается переходный момент: им нужно пересмотреть свою текущую систему ценностей, навязанную родителями, чтобы найти собственное «я». Поэтому они постоянно прощупывают границы других людей и пытаются осознать общественные нормы.
Но границы дозволенного в семье и в обществе — разные вещи. Иногда происходит внезапная и обоснованная только на личных симпатиях поддержка нарушителей общепринятых норм. Например, подобное произошло совсем недавно во время слушаний по делу Кэмерона Хэррина, сбившего женщину с ребёнком во время уличных гонок. Его дело разошлось по тиктоку и началось оправдание преступности под предлогом возраста: ему 21 год, а приговор подразумевает заключение сроком в 24 года.
Романтизация преступников может перерастать в сексуализацию. Среди психологов существует термин «гибристофилия», которым обозначают влечение к криминальным элементам. Это частный случай парафилии — сексуальной девиации. Такая девиация довольно распространена, можно привести в пример получение многими маньяками писем от фанаток с признаниями в любви. Среди них Тед Банди, Джеффри Дамер и многие другие.
Побег от реальности
Люди ищут способы вырваться из скучной рутины своей повседневной жизни. Обычная работа, обязанности и общество, в котором мы живем, могут казаться однообразными и лишенными каких-либо переживаний. Поэтому преступная деятельность представляется как путь к освобождению от скуки и рутины.
Преступления предполагают выброс адреналина и сильные эмоциональные переживания. Внутренняя жажда экстремальных ощущений приводит людей к романтизации мира преступности, где каждый день наполнен риском: ограбление может пойти не по плану, полицейские могут выйти на след, знакомые и партнёры — сопоставить данные и разгадать тайну вечного отсутствия на встречах. Примеряющие на себя такой романтический образ преступника обычно не задумываются над убийствами и насилием: им важен процесс представления себя как кого-то большего, чем в обычной жизни.
Бунт против общества
Современные медиа часто создают образ «антигероя» или «бунтаря», который привлекает всеобщее внимание. Некоторые люди хотят идентифицироваться с таким харизматичным персонажем, чтобы тоже почувствовать себя особенными. Это связано с человеческой потребностью в самоутверждении. Становится неважно, что выбранный кумир совершает насилие.
Слабые персонажи литературы и кино, которые не могут дать отпор обидчикам, редко интересуют зрителей. Но за теми, кто сумел каким-то методом, пусть и силовым, отомстить за совершённое в их сторону зло хочется следовать. Особенно — если ему навредила система.
Иногда преступника показывают успешным и авторитетным в своем кругу человеком, выступающим защитником слабых. Другой вариант — репрезентация искалеченных системой, ожесточившихся людей, которые начали отстаивать свои интересы радикальными методами. Именно такой вариант мы видели в «Джокере».
Позитивная репрезентация
В медиа и различных формах искусства — книги, фильмы, песни — создаются идеализированные образы преступников. Чаще всего они выставляются антигероями, идущих наперекор обществу. Их бунтарский образ романтичен, понимание свободы — логично и справедливо с их точки зрения.
Сколько раз мы видели образы таинственных мафиози, с лёгкостью решающих проблемы своего клана? Хакеров, грабителей, переступающих черту закона полицейских? Как правило, герои, связанные с преступным миром, оказываются харизматичными и интригующими зрителя, «не такими как все». Серийный маньяк вроде Декстера, который наказывает других убийц, словно бы получает оправдание и карт-бланш: он делает хорошее дело, просто неконвенциональными методами.
Подсознательная попытка обезопасить себя
В этом идеализация преступного мира схожа с любовью к трукрайму. Происходит попытка обезопасить себя: зная, как и почему люди совершают преступления, можно распознать агрессора в повседневной жизни.