Кто такие нормисы и почему быть нормальным теперь стыдно
Если раньше слово «нефор» использовалось как оскорбление, то теперь гораздо обиднее звучит «нормис». Так называют «нормальных» людей: они носят «обычную» одежду, слушают «обычную» музыку, увлекаются «обычными» хобби.
Когда нормальность стали осуждать? И как контркультура превратилась в мейнстрим?
Время чтения: 5 минут
Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении
Понятие нормиса (раньше их еще называли цивилами) появилось в среде представителей субкультур. Для них нормисом был любой, кто не был неформалом.
Сейчас значение термина расширилось. Теперь главная черта нормиса — конформизм, то есть склонность во всем следовать мнению большинства. Это слово стали использовать и те, кто не имеет отношения к субкультурам: они называют нормисами скучных и безликих, по их мнению, людей.
По одной из теорий, отношение к нормисам изменилось потому, что мы стали лучше жить. Люди склонны к конформности и коллективизму в периоды кризиса: тогда каждый воспринимает себя прежде всего как часть общества. А в периоды стабильности растет индивидуализм — желание выделиться, быть аутентичным, не нормисом.
Капитализм реагирует на эти изменения: когда бунт становится востребованным и модным, капитализм его монетизирует и распространяет еще сильнее.
Если раньше панки покупали одежду в секондах и сами ее кастомизировали, то теперь они носят Vivienne Westwood и Balenciaga. Так контркультура становится мейнстримом.
Нормис — это ярлык, т. е. когнитивное искажение — лейблизация. Такие искажения могут быть полезны, когда нужно принять быстрое решение. Например, когда видишь в темном переулке парня в спортивках, вешаешь на него ярлык офника и сворачиваешь.
Но чаще когнитивные искажения нам мешают и не дают увидеть за бежевым тренчем фаната аниме и группы My Chemical Romance.
Кажется, что сейчас нормисы уже стали новыми панками. Ведь в обществе, где все неформалы, носить бежевые тренчи — это и есть нонконформизм.
Нормисы не пытаются выделиться, не стремятся быть не такими, как все, не стесняются любить то, что популярно. И в этом заключается их бунт.
Автор: Марина Логинова, клинический психолог (МИП), когнитивно-поведенческий психотерапевт, член Ассоциации когнитивно-поведенческих терапевтов