Журнал «Правого Полушария Интроверта»

«Бриджит Джонс: без ума от мальчишки»: психологический разбор

Есть убеждение, что для счастья нужно измениться: похудеть, найди дело всей жизни, встретить идеального партнера. В это верила и Бриджит Джонс. Прошло 24 года с выхода первого фильма, а мы до сих пор следим, как героиня дает себе пустые обещания начать все с чистого листа. Скажем честно: в ней мы узнали себя. В этой статье расскажем, как Бриджит попала в этот порочный круг и чему можно у нее поучиться.
Время чтения: 8 минут

Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении

Проблема низкой самооценки и личных границ

Наше восприятие себя часто формирует близкое окружение. Какое же оно у героини? Мать Памела встречает Бриджит словами «здравствуй, толстушка». На работе начальник называет ее «Бренда», а дядя Джеффри общается с ней, как с маленькой девочкой. Бриджит молчит и терпит. Это говорит о том, что у девушки совершенно нет личных границ.
Памела контролировала жизнь дочери, а та и не спорила. Поэтому, как это часто бывает в таких семьях, Бриджит выросла с убеждением в собственной беспомощности. Она не может принимать самостоятельные решения и не уверена в себе. В ядре ее личности лежит представление, что она слабая и уязвимая. Все благодаря воспитанию матери.

Бриджит не уважает себя и не осознает свои потребности, и это главная причина ее проблем в отношениях. Согласно гуманистической теории психологии, личные границы помогают нам отделить свое «я» от «других», жить в согласии с собственными ценностями и потребностями. Так действительно ли замужество до 30 лет сделает Бриджит счастливой? Вероятно, нет. Этого требуют общество и мама. Все могло быть по-другому, если бы Бриджит задумалась:
«А точно ли мне это нужно? Почему я вообще себе придумала, что должна быть замужем? Что по-настоящему сделает меня счастливой?»
Но это была бы уже совсем другая история.

В фильмах мы видим, что самооценка Бриджит напрямую связана с успехом ее отношений. Для человека это нормально: немецкое исследование 2016 года показало, что одиночество снижает нашу самооценку, а долгосрочные романтические отношения — повышают. Но Бриджит после каждого расставания падает в глубочайшую яму отчаяния. Поэтому ее дом часто похож на свалку, у нее много плохих привычек, а для отношений она выбирает настоящих негодяев.

Все события прошлого сильно повлияли на благополучие Бриджит, ее мотивацию и поведение. Поэтому прежде чем встретить надежного партнера, она не раз вступала в не самые полезные для ее состояния отношения.

Почему у Бриджит не складываются отношения

Бриджит ищет безусловную любовь и принятие. Но беда в том, что она не может долго находиться в таких отношениях.

У Бриджит искаженное понимание любви. Ее близкие не привыкли прямо говорить о чувствах — вместо этого члены семьи проявляли близость через исправление недостатков друг друга. Когда Бриджит надевает старую одежду, мать говорит ей: «Ты никогда не найдешь мужчину, если будешь ходить как узница Аушвица». Это и оскорбление, и забота.
Дэниэл Кливер, один из любовников Бриджит, использует знакомую ей стратегию. Его комплименты в адрес девушки звучат очень двусмысленно. Он говорит: «Как ни странно, в постели ты лучше всех». И Бриджит воспринимает эти слова как проявление истинной любви. На самом деле Дэниэл — манипулятор, который не умеет по-настоящему сближаться с людьми. Вместо этого он «привязывает» к себе Бриджит и создает видимость идеальных отношений, которые неминуемо заканчиваются болезненным разрывом.

Совсем иначе к Бриджит относится Марк Дарси. Он произносит важнейшую фразу фильма:
«Ты мне нравишься такой, какая ты есть».
Однако Бриджит понимает эту идею не сразу. Когда Марк спокойно реагирует на ее промахи, она видит в его поведении холодность и отстраненность, а не принятие. Поэтому после юридического ужина Бриджит устраивает скандал и убегает. Она постоянно в напряжении и выбирает стратегию «бросить первой, пока не бросили тебя», даже если Дарси не собирался ее бросать. Это психологическая защита — избегание.
Согласно теории Джона Боулби, у Бриджит тревожно-избегающий тип привязанности. Она постоянно сравнивает себя с шикарными образованными женщинами из общества Дарси и пытается изменить себя. Одевается, как они, делает вид, что умеет кататься на лыжах. Ей кажется, что если она этого не сделает, то испортит отношения. Марк при этом не проявляет ни признака того, что Бриджит ему разонравилась.

Людям с тревожным типом привязанности нужны постоянные доказательства, что партнер их любит. Если от отношений не кружит и не тошнит, как от американских горок, им кажется, что «что-то не так». Поэтому часто Бриджит сбегает от Дарси. И когда он не бежит за ней вслед и не извиняется, это еще раз доказывает ей, что «не так уж он меня и любил».

Дарси не может дать Бриджит эмоциональный аттракцион, зато может Дэниэл Кливер. Он снова и снова возвращается в жизнь девушки и привлекает ее высокопарными фразами в духе:
«Если я не останусь с тобой, я не останусь ни с кем»
Бриджит чувствует себя особенной. Только это и заставляет ее снова надеть розовые очки и дать Кливеру очередной шанс. Но почему и в какой момент его манипуляции перестали работать?

Чему нас может научить Бриджит Джонс

Несмотря на все невзгоды, Бриджит Джонс ко всему относится иронично. И этому у нее стоит поучиться.

Все 24 года героиня очаровывает и окружающих, и зрителей своей легкостью, умением дурачиться и непосредственностью. Мало кто решится бежать зимой в одном нижнем белье даже за своей любовью. Бриджит умеет радоваться простым вещам. Ее маршмеллоу не сгорает, а становится кремом-брюле. Она легко относится к стыду и умеет переживать конфузы. Кажется, что девушка освещает мир вокруг и делает его по-детски непосредственным.

Мартин Селигман назвал такой подход к жизни «гибким оптимизмом». Он помогает лучше переживать сложности и лишения, а исследования показывают, что именно гибкие оптимисты с большей вероятностью добиваются успеха. Ведь если они ошиблись, им не страшно попробовать еще раз.

В третьем фильме мы видим, что Бриджит повзрослела. Конечно, ключевые черты ее личности остались неизменными. Она все также тревожится, теряется в эмоциях и склонна к самокритике. Однако мы видим более зрелую личность. Бриджит смогла отстоять свои границы перед матерью, похудела, бросила курить и даже получила повышение на работе. Ее жизнь больше не похожа на день сурка.

Из неудач героини мы тоже можем сделать выводы. Бриджит точно было бы проще, если бы она не ставила себе завышенных ожиданий. Все-таки невероятно сложно и худеть, и бросать курить, и искать любовь всей жизни одновременно. Она могла бы быстрее переживать меланхоличные периоды, если бы просила помощи и умела сочувствовать себе. И определенно стала бы счастлива намного раньше, если бы находилась в настоящем моменте, а не смотрела в неизвестное будущее.
Однако все эти механизмы и желания абсолютно нормальны для любого человека. Поэтому история Бриджит Джонс такая поддерживающая: все мы живем эту жизнь в первый раз. А чем выше планку мы себе ставим, тем сложнее нам видеть свои достижения, — таков закон перфекционизма.

В конце концов, Бриджит ослабляет все психологические защиты и понимает, что счастье не в достижении призрачных целей, а в том, чтобы увлечься жизнью, которая уже есть. И этот позитивный взгляд в настоящее — лучшее, что мы можем взять от этой героини.
Автор: Анастасия Мещанинова, психолог (КФУ), интегративный психолог
2025-02-24 12:18 КИНЕМАТОГРАФ ПСИХОЛОГИЯ