До конца акции осталось:
Предновогодняя флеш-сейл со скидкой 50% на самые популярные курсы
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Философия на болоте. Чему нас учит Шрек

Шрек живёт совсем не в сказке, а в пародии на неё. Здесь вместо белого коня болтливый осёл, Рапунцель носит парик, а фея-крёстная пользуется служебным положением, чтобы женить сына на принцессе. Выжить в этом жестоком мире и обрести хеппи-энд не так уж просто. Как в этом помогает философия?

Время чтения: 5 минут

Приложение для саморазвития. Скачать


Сказка — ложь


Из сказок можно извлечь важные и полезные уроки: они учат нас быть добрыми, смелыми и не есть яблоки, подаренные незнакомцами. Но в то же время многие сказочные герои подают нам не лучший пример: вспомните хотя бы принцесс, которые ждали принцев, вместо того чтобы взять жизнь в свои руки. Избавиться от подобных жизненных сценариев и стереотипов, заложенных в нас с детства, гораздо сложнее, чем смириться, что драконов не существует.

Именно с этими стереотипами и борется Шрек. Он не только бросает вызов общественному вкусу, но и восстает против привычных устоев. Как он это делает? Точно так же, как Гарри Поттер боролся с боггартом, воплощением страха, — с помощью смеха. Чтобы разрушить идолы прошлого, создатели «Шрека» высмеивают их.

История о Шреке — это пародия на сказки, призванная поговорить со зрителем о реальных взрослых проблемах. Здесь принцесса сама может за себя постоять, а Волк носит женскую одежду, потому что она ему нравится, а не для того, чтобы обмануть Красную Шапочку.

На самом деле «Шрек» — продукт своего времени. Пародия и злая ирония, которой изобилует франшиза, — это неотъемлемая часть постмодерна. Об этой эпохе рассуждал философ Ж.-Ф. Лиотар. Модерн, обещавший человеку свободу через избавление разума от невежества, в конце концов привел к Освенциму и падению гуманизма. Тогда на смену ему и приходит постмодерн. Человечество, находясь в кризисе, тянется к пародиям, сатирически изобличая устаревшие идеалы, которые не оправдали надежд.

Красавицы и чудовища


В сказках добрые принцы и принцессы обычно ещё и прекрасны, в отличие от злых ведьм и колдунов. Внешнее уродство становится проявлением внутренних качеств или наказанием — как в сказках «Карлик Нос» и «Красавица и Чудовище». Шрека красавчиком не назовешь: он страшный и злобный зелёный огр. Он знает о своей репутации и поддерживает её, ведя себя соответствующе: его отвратительные привычки под стать его образу.


В мире, где живет Шрек, огры — уроды. Но не агрессия и нелюдимость делают его огром, а наоборот: из-за внешности люди не ждут от него ничего хорошего, и он старается оправдать их ожидания. Даже его имя означает «страх, ужас» — то, что кричат при виде его.

Почему же огры считаются уродливыми? Ответ можно найти в книге «История уродства» под редакцией философа и семиотика Умберто Эко. Обычно чудо, нечто диковинное воспринималось как предвестник неминуемых бедствий. Мир, изображенный в «Шреке», похож на Средневековье, поэтому для Умберто Эко не стало бы неожиданностью, что сказочных существ здесь воспринимают именно так: в первом фильме их даже ссылают на болото. Они представляют собой нечто невиданное, ненормальное, и потому считаются уродами.


Кроме того, уродство может стать приобретенным свойством. Возьмем пример Эко о сифилисе. Со временем без должного лечения больной сифилисом теряет человеческий облик. Костяные наросты, поражение сухожилий… Это заболевание делает внешность человека безобразной. Потеря человеческого облика подводит нас к пониманию уродливого.

Шрека в обличьи огра боятся и ненавидят. Но стоит ему выпить зелье и превратиться в человека, и отношение к нему меняется, хотя внутри он остается всё тем же. Соответствие его внешности определенным стандартам оказывается визуальным выражением красоты. То же самое происходит и с Ослом: он превращается в белого коня, на котором не стыдно отправиться за принцессой, ведь это стандарт сказок.



Шрек еще раз показывает, что не стоит судить о людях, ограх и других существах по внешности. Все они многослойны, как лук, и за внешней оболочкой скрывается много чего ещё. Как и любое существо, наделённое сознанием, огры сложны.

Конечно, Шрек совершает ошибки и находится во власти стереотипов. Но в то же время он умеет сострадать и признавать свою неправоту. Потому что за его страшной, по мнению людей, внешностью скрывается сознательная личность, обладающая теми же качествами, что и человек.

Свет мой, зеркальце


Вспомните проклятие Фионы: «Красотка днем, в ночи — урод, и так за годом год, покуда поцелуй любви вид истинный вернет». Каков же на самом деле её истинный вид?
Вначале Фиона считает себя одной из принцесс, которую прекрасный принц должен спасти от дракона. Она выделяет особые признаки, по которым соотносит себя с этой группой, в которую входят Белоснежка, Золушка, Рапунцель и другие. Причислить себя к определенной группе (или нескольким группам) значит обрести идентичность.


Обычно на основе своей идентичности человек выстраивает отношения с окружающими: принцессы, например, ждут принцев и поют птицам, а огры пугают всех вокруг.
Философ Д. Юм полагал, что наша идентичность составлена из того, как нас воспринимают другие. Я — это «пучок восприятий», набор свойств, поддерживаемых именем, репутацией, славой или внешностью.

Шрек, например, осознает себя огром и понимает, что ему проще уйти на болото, где он сможет быть в одиночестве. Ведь общество считает, что там ему самое место. Вспомните мальчика, который пытается заставить Шрека рычать, ведь если он этого не делает, то он вообще не огр.

Осёл не принимает свою идентичность, мечтая быть рысаком. Но даже его имя подчеркивает, что он лишь один из ряда других ослов: у него нет собственного имени, как у Шрека и Фионы.

Однако Шрек делится с нами одной мудростью: «Со временем учишься не обращать внимания на ярлыки и доверять себе». Главным героям это удается: они перестают жить по сказкам, в которых написано, какими они должны быть.

Фиона может навсегда остаться человеком и быть с таким же человеком Шреком, который приехал за ней на белом коне по имени Осёл. Но она осознает, что её истинный вид, о котором шла речь в проклятии, — огр. Она не беспомощная принцесса и не хочет, чтобы её так воспринимали. Шрек, Фиона и Осёл остаются собой и приходят к своему «долго и счастливо» собственным путем.

ФИЛОСОФИЯ КИНЕМАТОГРАФ