Маршалл Маклюэн — один из исследователей массовой культуры и медиа. Разбираемся, в чём смысл его теорий о современных медиа и культуре.
Кто такой Маршалл Маклюэн?
Маклюэн родился в 1911 году в канадском городе Эдмонтон и получил образование в канадском Университете Манитобы и в британском Кембридже. Изначально он считал себя классическим литературоведом, изучал и преподавал английскую литературу, но после нескольких лет преподавания открыл новую страсть: анализ массовых медиа. Постепенно он издал несколько книг о том, как работают медиа и разработал собственную теорию коммуникаций. Фразу «средство коммуникации есть сообщение» («The Medium is the Message») из его книги «Понимание медиа: внешние расширения человека» знают даже далёкие от исследований медиапространств люди.
Маклюэн считал, что средства массовой коммуникации не просто передают информацию. Они формируют нашу реальность и восприятие мира. Средство коммуникации по Маклюэну — внешние продолжения сознания, которые отражаются в языке и способах поведения человека. До Маклюэна исследователи отдавали приоритет изучению сообщений, которые посылаются различными медиа-средствами, однако канадский исследователь сместил фокус исследований: теперь в центре внимания оказалось само средство связи, а не послания, которые оно несет.
Он повлиял на многих учёных своего времени. Среди них были не только исследователи медиа, но и культурологи и литературоведы. Например, известный сборник статей Ролана Барта «Мифологии» во многом перекликается с «Механической невестой» Маклюэна. Оба автора изучали символы и подтексты, создаваемые культурой массового потребления, а две упомянутые работы вышли похожими по структуре: это сборники коротких текстов, которые можно читать в любом порядке.
Основные идеи и теории Маклюэна
В 1962 он публикует книгу «Галактика Гутенберга», в которой утверждает, что новые технологии — это не просто средства, которые люди используют в повседневной жизни для облегчения коммуникации. По его мнению, с помощью новых средств люди «изобретаются заново»: у них появляются новые способы восприятия информации.
Маклюэн аргументирует влияние медиа на изменение социума, приводя в пример печатный станок. Технология печати сильно повлияла на привычное восприятие информации, люди перешли от устного рассказывания историй и записывания их вручную к более простому для распространения методу. Это, в свою очередь, повлияло на социальную составляющую: современные люди тяготеют к визуальному способу считывания новой информации, что породило разнообразие рекламы и визуального шума вокруг нас.
Маклюэн считал, что средства массовой коммуникации расширяют сознание, помогают познавать мир альтернативными способами.
Телевизор и радио не просто передают звук и изображение, но изменяют наше восприятие информации. Например, телевизор может создать иллюзию присутствия: смотря на экран, мы можем почувствовать, что находимся в другом месте и времени. Наше воображение цепляется за визуальные знаки извне и дополняет их.
Еще одна важная теория, которую Маклюэн подробно раскрывает в книге «Понимание медиа: внешние расширения человека» — о «горячих» и «холодных» медиа.
«Горячие» медиа требуют от зрителя или слушателя минимального участия, так как информация, которую они передают, является очень детальной и полной. Это радио и телевидение. А для понимания «холодных» медиа необходимо активное участие реципиента, так как их послания могут быть неполными и нечеткими. К таким медиа Маклюэн отнёс газеты, журналы и книги.
Он утверждал, что «горячие» медиа легче контролировать, чем «холодные», и что они обычно используются для передачи прямолинейных, недвусмысленных сообщений — таких как правительственные послания о новой политике государства, новостные передачи или рекламные призывы купить что-то. Во всех перечисленных ситуациях сообщения работают лучше за счёт наглядности и конкретности посыла.
Маклюэн также предложил концепцию «глобальной деревни», в которой все люди связаны между собой благодаря развитию технологий и новым средствам массовой коммуникации. По Маклюэну, вся планета становится похожей на деревню, в которой все жители знают друг друга и обмениваются информацией. С учётом того, что он активно публиковался в эпоху до интернета, это можно считать предсказанием нашей современности с удалённой работой и моментальными сообщениями друзьям в другой части планеты.
Критика теорий Маклюэна
Идеи Маклюэна значительно повлияли на науки о коммуникациях и философию технологического детерминизма, но их критиковали за недостаток эмпирических данных и односторонность взглядов на средства коммуникации. Другие исследователи отмечали отсутствие глубокого изучения материалов о социальной и экономической структурах общества. Кроме того, в его работах нет конкретных выводов и рекомендаций: это просто масштабный теоретико-философский материал с аналитическими вставками.
Тем не менее, его идеи по-прежнему обсуждаются среди учёных и влияют на современные теории коммуникации и медиа. О нём сняли несколько фильмов, а его работы переведены на множество языков.