Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему «Наруто» стал культовым аниме в России?

Манга «Наруто» начала выходить еще в 1999, а аниме — в 2002. На этой истории выросло два поколения, а сейчас выходит «Боруто» — продолжение, рассказывающее о сыне главного героя.
В русскоязычном пространстве «Наруто» захватил абсолютное лидерство и вышел за пределы аниме-комьюнити. Почему он остается популярен уже больше 20 лет? И почему его так любят в России?
Время чтения: 5 минут
Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении


«Наруто» нельзя назвать безупречным шедевром. В нем много очевидных проблем: филлерные серии, затянутый сюжет, спорная концовка, слитые персонажи, противоречия внутри самого мира ниндзя.
И хотя «Наруто» популярен во всем мире, в других странах у него не такой культовый статус: в общем зачете лидером оказался «Ван-Пис». Почему же в России именно «Наруто» стал символом и почти синонимом слова «аниме»?
«Наруто» появился в золотой век сененов — аниме для мальчиков 12-18 лет. За несколько лет до него вышел Dragon Ball, который познакомил весь мир с этим жанром и с аниме в целом.


В то время еще никому не надоели клише, все с удовольствием смотрели тайтлы по 100 серий, а герои могли стать популярными за проговаривание простых, но сильных истин.
В России самыми массовыми аниме стали «Сейлор Мун», «Покемон» и «Наруто»: их транслировали по ТВ дольше всего. Но «Сейлор Мун» изначально был ориентирован на девочек, а «Покемон» — на детей, поэтому аудитория «Наруто» оказалась больше.
Тогда же на СТС выходили «Шаман Кинг» и «Самурай X», которые могли бы составить конкуренцию «Наруто». Но первый был сложнее для неподготовленного зрителя из-за сюжета, основанного на буддизме и синтоизме, а «Самурай X» опирался на слишком серьезный исторический сеттинг, к тому же главный герой был слишком взрослым для широкой аудитории подростков.
Основная трансляция «Наруто» в России шла на 2х2 — и крутили его годами. Сама структура сериала с множеством флешбэков позволяла подключаться к сюжету почти с любой серии. Знать историю и культуру Японии было необязательно: мир «Наруто» фантастический, а адаптация перевода снимала почти все вопросы.


При этом «Наруто» выделялся среди других подростковых мультсериалов. Азиатский сеттинг, необычные для западного зрителя типажи героев, серьезный глобальный сюжет. И все это между шутками о «тысячелетии боли» и боем на 15 серий.
Наруто был для нас нетипичным героем. Да, обычный парень, который оказался избранным, — достаточно распространенный троп. Но Наруто на фоне других избранных кажется аутсайдером. Ничто не давалось ему просто так. При этом он никогда не терял оптимизм и не сомневался в близких.
Мы росли вместе с ним, а теперь, став взрослыми, пересматриваем сотни серий ради «нарутотерапии»: во времена, когда мир, кажется, сходит с ума, нам особенно нужен пример человека, который не сдается.


Автор: Елизавета Фандорина, философ (РГПУ им. Герцена), кинокритик (СПбГУ), исследователь культуры
2025-06-20 17:38 КИНЕМАТОГРАФ МНЕНИЕ