Что изображено на картине «Праздник венков из роз» Дюрера?
«Праздник венков из роз» — известная алтарная картина немецкого художника Альбрехта Дюрера. Благодаря ей он стал не только знаменитым гравером, но и талантливым живописцем. В чем смысл этой работы? Разбираемся в статье.
Картина «Праздник венков из роз» написана во второй венецианский период. Это важное уточнение, поскольку когда Альбрехт Дюрер первый раз посетил Венецию, ему было 23 года. О нем никто не знал. Художник впервые увидел античные статуи, итальянскую живопись. Красота обнаженного тела, мастерство художников в обращении с красками поразили юного живописца. Он посещал мастерские известных венецианцев и хотел быть таким же успешным. Второй раз Дюрер приехал в Венецию через 11 лет. Его уже знали на севере Европы, он написал 15 гравюр к «Откровению» Иоанна Богослова. Венецианские художники встретили Дюрера неоднозначно. Они копировали работы немецкого художника, при этом критиковали его творчество и говорили, что оно не в античном вкусе. Им не нравилась его отточенность линий на гравюрах. Кроме того, Дюрер увидел подделки на его гравюры с другим автографом. Тогда он подал иск в суд, но дело не выиграл. А плагиатором был Маркантонио Раймонди — ученик Рафаэля Санти.
В Венеции Дюрер познакомился с диаспорой немецких предпринимателей, которые давали ему заказы. Одним из таких заказов стала алтарная картина в храме. Дело в том, что немецкая церковь святого Варфоломея сгорела, и для новой была необходима алтарная картина.
Сюжет «Праздника венков из роз»
Дюрер принялся за работу с энтузиазмом. Он хотел показать итальянцам, что тоже смыслит в живописи. Темой картины стал «праздник возложения розовых венков» или «праздник четок». Основателю доминиканского монашеского ордена святому Доминику явилась Дева Мария и дала четки, которые пропитаны ароматом роз. Католические четки получили название «венка из роз».
Святой изображен слева в черном плаще. Младенец Иисус Христос украшает венком из роз римского папу Юлия II. А Дева Мария возлагает венок на голову германского императора Максимилиана. Ангелы парят в воздухе и держат над головой Марии золотой венец. Мы видим, что они раздают венки всем присутствующим, что говорит о торжественности события. Белые бутоны в венках — символ радости и чистоты Девы Марии. А красные — страдания Христа. Дюрер изобразил и себя на картине — в правом верхнем углу у дерева. У него в руках свиток, в котором говорится, что художник писал картину пять месяцев. Однако согласно его письмам он работал над ней дольше.
«Я заставил умолкнуть всех живописцев»
Картину еще не перевезли в церковь, а ее увидеть уже захотели главный художник республики Джованни Беллини и венецианский дож Леонардо Лоредан. Дюрер беспокоился по поводу визита второго. Дело в том, что папа Юлий II и германский император Максимилиан могли напоминать о недружественным для Венеции союзе Германии и Рима. Однако дожу понравилось полотно. И он даже предложил Дюреру стать художником Венецианской республики с доходом 200 дукатов в год. Альбрехт поблагодарил его за такое предложение, но отказался и решил уехать на родину.
Джованни Беллини был впечатлен картиной. Он восхищался чистотой красок, просил художника показать кисти, которыми он писал работу. После этого Дюрер написал: «Я заставил умолкнуть всех живописцев, говоривших, что в гравюре я хорош, но в живописи не умею обращаться с красками».