Философия как наука исследует самые фундаментальные вопросы. Одним из них является вопрос существования Бога, поскольку европейская культура немыслима без христианства, которое во многом её определило. Этой проблеме философы посвящали свои труды, и сегодня мы рассмотрим самые яркие из них.
Доказательства существования Бога пришёлся в большом количестве появляются в Средние века, когда философия была «служанкой богословия» и играла роль источника рациональных доказательств в вопросах веры.
Здесь появляются десятки разных доказательств, среди которых выделяется теория философа и богослова XI века Ансельма Кентерберийского. Затем её, немного изменив, повторит французский философ Рене Декарт в XVII веке.
В этом доказательстве Бог — наивысшее существо. У человека есть идея Божественного. Когда мы о чем-то мыслим, то оно может существовать или не существовать в реальности.
То, что существует, — совершеннее того, что не существует. И поскольку Бог — самое совершенное существо, он попросту не может не существовать, иначе он не будет совершенным.
Это стало одним из центральных способов философского осмысления Бога вплоть до Иммануила Канта.
Доказательство через свободу
Кант утверждал, что мир природы подчинён причинно-следственной связи, из которой выбивается только человек. У людей, в отличие от объектов мира природы, есть свобода воли. Источником человеческой свободы является Бог. В доказательстве Канта он выступает одновременно гарантом свободы и нравственности, которая возможна только у свободного существа. Поэтому человек волен делать моральный выбор и брать за него ответственность.
Затем философия в один момент убьёт Бога («Бог умер» Ницше), а дальше он практически не будет её интересовать. Разве что экзистенциализм будет трагически ощущать его отсутствие. «У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её, как может», — скажет Жан-Поль Сартр.