До конца акции осталось:
Предновогодняя флеш-сейл со скидкой 50% на самые популярные курсы
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Что делать с мавзолеем Ленина?

Мавзолей – одно из главных сооружений на Красной площади. В последние 30 лет довольно часто возникают споры о том, стоит ли демонтировать памятник, перенести его с главной площади или оставить все как есть.

Время чтения: 3 минуты.

Приложение для саморазвития. Скачать

Признаюсь, в первый раз я побывала в мавзолее, когда мне исполнилось 22 года, и получила незабываемые впечатления: разговаривать нельзя, улыбаться нельзя, фотографировать и останавливаться – тоже. По всему периметру стоит охрана и наблюдает за каждым шагом. Было очень некомфортно.

Это сооружение, как бы мы к нему ни относились, конечно, уникально с точки зрения культуры и архитектуры. Почему? Давайте сегодня разберемся.

Как появился мавзолей?

Первый мавзолей, где должно было храниться забальзамированное тело В. И. Ленина, построили в 1924 г. 21 января политик скончался, и уже через 6 дней был открыт временный деревянный вариант, который потом быстро заменили вторым, более монументальным. Он просуществовал 5 лет (с 1924 по 1929 гг.).

Затем было принято решение выполнить его в камне. Каменный вариант, открытый в 1930г., во многом повторяет план и облик деревянного. Он был возведен за год на основе железобетонного каркаса с кирпичным заполнением, облицован гранитом, а внутри украшен лабрадоритом и порфировыми пилястрами. Это помогает передать торжественный и монументальный характер сооружения при всей его лаконичности и простоте. Мавзолей построен исключительно из советских материалов: гранит привезли из Украины, порфир – из Карелии.

Все 3 варианта спроектировал архитектор А. В. Щусев. Конструкция по форме напоминает и египетскую пирамиду, и зиккурат – тип культового сооружения Древней Месопотамии.

О чем говорит его облик?

С одной стороны, это культовый памятник, который не имеет аналогов в мире. С другой – он является уникальным сооружением, сочетающим в себе образы древней архитектуры и принципы русского авангарда. К последнему отсылает общая простота, геометричность и лаконичность формы.

Кроме того, можно сказать, что мавзолей – это памятник архитектуры ар-деко, которая как раз в 1930-е гг. набирала популярность в Европе и США.

Для этого стиля характерно сочетание достижений авангарда и роскошного декора – но не такого, как в стилях прошлого, а более сдержанного и геометризированного, с акцентом на дорогие, редкие и качественные материалы (так что тут вы не увидите лепнину из гипса).

Геометричность мавзолея отражается и в его интерьерах. Изначально тело Ленина было помещено в треугольных стеклянный саркофаг, который разработал архитектор А. К. Мельников. Саркофаг имел форму кристалла, но после войны его заменили. В первоначальном проекте Щусева внутренних помещений должно было быть больше, но потом решили разместить внизу только вестибюль и траурный зал с саркофагом.

Символизм

Сопоставление мавзолея с религиозным сооружением неслучайно. Он напоминает культовую постройку не только по форме, но и по назначению. Филолог-славист Моймир Грыгар отмечал, что большевикам нужно было заменить традиционную религию на коммунистическую, создав культ Ленина.

Кроме того, мы видим, как по-новому реализуется христианская традиция поклонения мощам. Только вместо святого – бывший лидер атеистического государства. Спускаясь в мавзолей, вы попадаете в траурный зал, где должны подчиняться множеству ограничений: нельзя улыбаться, останавливаться и фотографировать (прямо как в храме).

В последнее время все чаще возникают инициативы по переносу мощей Ленина и уничтожению мавзолея. Например, год назад Союз архитекторов объявил конкурс на перестройку памятника, но его быстро отменили, т.к. это вызвало шквал негатива. Одни возмущались, что нельзя перестраивать памятник архитектуры и менять облик площади, другие говорили, что такие конкурсы нельзя проводить, пока внутри находится тело вождя (и переносить его пока не собираются), третьи отмечали необходимость сноса памятника. К единому мнению так и не пришли. Как бы то ни было, пока что этот вопрос остается очень болезненным.

Что делать с мавзолеем?

Прежде всего отмечу, что это уникальный памятник архитектуры. При всей своей лаконичности и тонкости, проект удачно вписывается в ансамбль Красной площади.
Однако, когда заходит речь о мавзолее Ленина, нельзя делать акцент исключительно на его облике. В конце концов, это памятник эпохи, в которой религиозные идеалы были заменены идеологией.

Странно осознавать, что в самом сердце страны, на главной площади, покоится лидер идеологии, которая осталась в ХХ веке. Если для советского человека Ленин был великим символом революции и светлого будущего, то сейчас стоит задать себе вопрос: «Может, нам пора двигаться дальше?». А мавзолей – превратить в музей.
МНЕНИЕ АРХИТЕКТУРА