Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Стилистические особенности «Плота "Медузы"»

На картине «Плот “Медузы”» Теодор Жерико показал момент перед спасением выживших с французского фрегата. Он потерпел крушение у берегов Сенегала в 1816 году. Хотя существует довольно много картин с подобными сюжетами, именно это кораблекрушение стало главным в истории искусства. Но почему? В статье проанализируем композицию, символику и художественные приемы, которые использовал Жерико для «Плота “Медузы”»

Время чтения: 7 минут

Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении

Как Жерико подошел к написанию картины?

Первое, на что стоит обратить внимание, — это выбор сюжета. На полотне Жерико изобразил не абстрактное кораблекрушение, а одно из самых скандальных событий в истории. На самодельном плоту борт фрегата покинуло примерно 140 человек. Спустя 12 дней скитаний выжило только 15. А виноватым в этой трагедии оказался некомпетентный капитан. Он был плохим моряком, но преданным подданным действующей власти.

Во французском обществе разгорелся скандал. Для либералов эта катастрофа стала символом начала Реставрации, то есть возврата к прежнему политическому режиму. А Теодор Жерико не просто написал «Плот “Медузы”», но еще и решил представить его на главной выставке Франции — в Салоне. Правительство восприняло картину как вызов.

Во время работы над «Плотом “Медузы”» Жерико изучал документальные материалы и общался со свидетелями крушения. Так, он познакомился с Александром Корреаром и Анри Савиньи, выжившими пассажирами «Медузы». Вдобавок Жерико прочел их книгу «Гибель фрегата “Медуза”».

Также у служившего на фрегате плотника Жерико заказал копию плота, на котором спаслись пассажиры «Медузы». Сам же он сделал фигурки людей из воска. Жерико располагал их на модели плота и изучал композицию с разных точек зрения.

Чтобы проникнуться ощущением трагедии, Жерико зарисовывал тела и отдельные их части в госпитале и морге. Это также помогало более точно передать цвет и текстуру мертвого тела. Впрочем, для картины «Плот “Медузы”» Жерико эти этюды не использовал.

Популярность картины вполне объяснима. Одна из главных причин ее успеха — сама задумка. Полотно о скандальном кораблекрушении взбудоражило общественность. К тому же Жерико тщательно готовился к написанию картины. Он чуть ли не провел настоящее расследование — продумал все до мелочей.

Особенности композиции

Однозначно важен момент, который изобразил Теодор Жерико. Он остановился на критически остром миге происшествия — перед спасением. Это решение он объяснил через композицию картины. На холсте только те самые 15 живых пассажиров. Остальные фигуры — мертвые тела. Их Жерико сгруппировал на переднем плане, ближе всего к зрителю. Более того, конечности погибших вписаны в угол так, будто они вот-вот прорвутся к нам, за пределы картины. Так Жерико как бы сделал зрителя участником трагедии и обострил его эмоциональное восприятие.
Основа выразительной композиции «Плота “Медузы”» — диагональ. Она начинается с ноги погибшего в левом нижнем углу, продолжается через группу выживших и заканчивается белой тряпкой в правом верхнем углу. Ей размахивают как импровизированным флагом, чтобы привлечь внимание корабля «Аргус» на горизонте. Судна еще почти не видно. Если бы Жерико нарисовал корабль отчетливо, то это было бы даже пошло. Когда автор так буквально раскрывает замысел картины, в живописи это называют литературщиной. Жерико хотел сделать символ более изящным. Поэтому на то, что фрегат прибывает, указывает только флаг. Это лишь луч надежды. Увы, ложной: корабль нашел плот далеко не с первого раза. Именно ощущение надежды и ее скорого разрушения делает картину настолько впечатляющей. Благодаря этому романтическому приему зритель будто сам переживает эмоции выживших.
Хотя «Плот “Медузы”» изображает момент кораблекрушения, океана на полотне не так много. Всё же Жерико смог передать атмосферу бушующей стихии.

Перед Салоном 1819 года картины собрали в фойе Итальянского театра. Там Жерико по-новому взглянул на «Плот “Медузы”» и решил переделать нижнюю левую часть. Он переписывал ее прямо в театре. Жерико добавил 2 новые фигуры: сползающее в море тело и человека позади отца с сыном. А еще он переделал 2 перекладины в центре плота, а сам плот удлинил слева.
Теодор Жерико до последнего менял и совершенствовал композицию. По словам современников, он был полностью погружен в работу над картиной. Благодаря детально продуманной композиции мы будто сами находимся на том плоту: чувствуем надежду, страх и бессилие. Главную роль в этом сыграла восходящая диагональ.

Тела и цвета на картине «Плот “Медузы”»

Но почему настолько страшная история не отталкивает, а привлекает? В романтическом сюжете Жерико сознательно избежал таких подробностей выживания, как убийства и каннибализм. Несмотря на голод и обезвоживание, тела на картине выглядят атлетично. Причем такими мы видим и живых, и мертвых персонажей. Дело в том, что правду жизни Жерико видел не в кровожадных подробностях, а в энергии события. Поэтому-то он и нарисовал тела мускулистыми. Они вдохновляют, а не вызывают жалость. Жерико не хотел обращаться к простым эмоциям. Его целью было написать великую трагедию, которая сможет волновать души спустя века.

По этой же причине Жерико не использовал простые локальные цвета — это когда каждому отдельному предмету принадлежит свой оттенок. Такой локальный колорит можно увидеть у художников неоклассицизма. Например, на картине «Клятва Горациев» Жака Луи Давида. Жерико же построил палитру на полутонах. Они сделали картину более многозначной. Через композицию с сильной восходящей диагональю Жерико показал надежду, а безжизненным цветом лишил ее.

Цвета на картине соответствуют сюжету и концепции. Для воды и неба Жерико использовал зеленовато-бурые и свинцовые оттенки, а для человеческих персонажей — золотисто-коричневые тона. Все это создает довольно суровую атмосферу. Мрачную цветовую гамму разбавляют красные акценты, которые ассоциируются с кровью.

При создании «Плота “Медузы”» Жерико использовал битум. Это прозрачный материал темно-коричневого тона. С его помощью Жерико хотел сделать картину более контрастной и выразительной. Но в итоге полотно, наоборот, потемнело, стало более холодным и потеряло яркие цвета.

Так, темный колорит делает картину драматичной и многогранной. В сочетании с композицией это усиливает эмоциональное воздействие на смотрящего. Жерико отказался изображать страдания и сосредоточился на красоте атлетичных тел, чтобы придать картине энергию события.
Благодаря изящным фигурам «Плот “Медузы”» внушает не жалость, а ощущение настоящей трагедии. Именно из-за этих художественных особенностей «Плот “Медузы”» считают шедевром мировой живописи.

Литература:

  • Кожина Е. Ф. «Романтическая битва: очерки французской романтической живописи 1820-х годов». Искусство, 1969.
  • Турчин С. В. «Теодор Жерико». Изобразительное искусство, 1982.
  • Барнс Дж. «История мира в 10 1/2 главах». Азбука, 2021.
Автор: Дарья Шеховцова, искусствовед (Санкт-Петербургская Академия художеств им. И. Репина, МГУ)
2025-02-13 10:12 ЖИВОПИСЬ