Звёзды викторианской прозы — Шарлотта, Эмили и Энн Бронте. У каждой из сестёр сформировался собственный взгляд на жизнь, что ярко видно при внимательном прочтении любого из их текстов. Подробнее — в статье.
Время чтения: 5 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать
Романтизм и реализм Шарлотты
Шарлотта Бронте, старшая из сестер-писательниц, родилась в 1816 году. На самом деле не первенец: до её рождения у Марии Бренуэлл и Петра Бронте уже были две дочки. Их почти не вспоминают, потому что они умерли в юном возрасте из-за плохих условий в Кован-Бриджской школе, куда их отправил отец. Именно это заведение стало прототипом школы-пансионата в «Джейн Эйр». Детские воспоминания о заболевших сестрах врезались в память Шарлотты и она описала эпидемию тифа, унесшую жизни нескольких одноклассниц Джейн.
До первых публикаций Шарлотта успела поработать гувернанткой у нескольких семей и учительницей в разных школах. Писала она урывками: на летних каникулах и по вечерам.
В 1846 году она выпустила совместно с сестрами сборник стихов. Он назывался незамысловато: «Стихи Каррера, Эллиса и Эктона Белла». Чтобы избежать предрассудков в отношении женской прозы, сестры Бронте скрылись за мужскими псевдонимами: Шарлотта стала Каррером (в английском языке эти имена начинаются на одну букву), Энн — Эктоном, а Эмили подписывалась как Эллис.
Но самый известный ее текст — «Джейн Эйр». Этот роман вышел через год после сборника стихов и сразу стал бестселлером. Благодаря повествованию от первого лица и талантливо выполненному балансу между викторианским романтизмом, готическим романом и проблесками реализма. Шарлотта описывает роман между загадочным мистером Рочестером и гувернанткой Джейн, при этом не стесняясь поднимать вопросы социального характера.
Шарлотта вписывает в роман яркие примеры этнического неравенства, начинает размышлять о патриархальной культуре. Например, при встрече с Рочестером Джейн прямо говорит: «Я не думаю, сэр, что вы имеете право командовать мной». Формально книга не про политику и эмансипацию, но Джейн — яркая и сильная героиня, которую современные исследователи относят к протофеминисткам от мира литературы. Это логично — некоторые ее фразы откровенно идут вразрез с принятым в обществе образом покорной женщины: «Как ты думаешь, я могу остаться здесь, если я для тебя ничего не значу? Вы думаете, что я какой-то автомат, машина без чувств <...> Что ж, ты ошибаешься: моя душа такая же настоящая, как твоя, и мое сердце тоже!»
Драма и душа: Эмили
Эмили Бронте, самая молчаливая и загадочная из сестер, родилась в 1818 году. Она была очень близка с братом и сестрами, любила животных и не любила покидать родной дом. Шарлотта преподавала в женской школе-пансионате и устроила туда сестру, однако через пару месяцев Эмили уехала, не выдержав непривычной по сравнению с царившей в родном поместье свободы рутины.
Вместе со старшей сестрой она ездила в Брюссель — учить французский и немецкий, набраться опыта перед открытием собственной школы. Кроме языков Эмили училась игре на фортепиано. Константин Эгер, директор школы, в которой они учились, считал, что Эмили необычно умна и сильна духом, что «у нее была голова к логике и способность спорить, необычная у мужчины и более редкая в женщине». Из-за этого сохранившегося комментария литературоведы считают, что застенчивость Эмили преувеличена. Но все позитивные отзывы об учебе девушки и предложения остаться не помогли ей задержаться в Бельгии: Шарлотта и Эмили вернулись в Англию.
Единственным романом Эмили стал «Грозовой перевал». Она выпустила его одновременно с «Джейн Эйр» старшей сестры и «Агнес Грей» младшей. Этот мрачный и запутанный роман создан в традициях готического жанра: с самого начала читателю показывают замок-поместье, в котором живет тиран — Хитклифф. Позже повествование переносится в прошлое, гувернантка рассказывает невольному свидетелю, мистеру Локвуду, всю драму семейств Эрншо и Линтон.
Любовь переплетается с ненавистью, месть — со спасением. Эмили талантливо описывает заранее обреченные на провал отношения и интригу вокруг нынешних обитателей поместья. При этом критики и исследователи часто отмечали, что рассказчик в произведении вполне может быть ненадежен: композиция романа — история внутри истории — способствует этой гипотезе. Гувернантка гипотетически предвзята по отношению к центральным персонажам, у приехавшего из Лондона в провинцию Локвуда тоже есть свои внутренние предрассудки. Несмотря на выбранную манеру повествования, Эмили Бронте сумела создать высоко оцененный критиками роман, на страницах которого раскрывается вся подноготная человеческой души.
Непризнанный гений: Энн
Энн Бронте, младшая дочь, родилась в 1820 году. Она не была так популярна, как её старшие сёстры, однако её роман «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» считается важной вехой феминистской литературы.
Её «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» резко отличается от работ сестер, поскольку идет вразрез с социальными нормами того времени. Энн создала историю о женщине, которая решительно идет наперекор общественному мнению, стремится обрести свободу и независимость.
Главная героиня, Хелен Хантингдон, представляется всем обитателям Уайлдфелл-Холла как мисс Грэхем. Вместе с сыном она сбежала от абьюза мужа, оставив позади нездоровую атмосферу вечных вечеринок, царившую в ее прежнем доме. Это тоже история о любви, однако она расходится с теми историями, которые писали сестры девушки. После смерти Энн Шарлотта даже запретила дальшейшую публикацию романа, посчитав его неблагопристойным и жестоким.
Провокационная для своего времени тема вызвала много критики в прессе: в викторианскую эпоху подобные поступки порицались, женщины не имели права громко высказывать свое недовольство мужем. Открывая читателям глаза на пороки общества, Энн предвосхищает реализм — спустя полвека откровенные тексты про пьянство и «неподобающий» образ жизни перестанут быть настолько необычными и скандальными.