До конца акции осталось:
Исполни мечту — подари обучение. Выбери курс в подарок
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

«Мальтийский сокол»: с чего зарождался нуар?

Фильм Джона Хьюстона стал первым классическим нуаром, который сделал Хамфри Богарта звездой первой величины. О культовой кинокартине рассказываем в статье.
Время чтения: 4 минуты

Атмосфера кино в жанре нуар

«Мальтийский сокол» (1941), реж. Джон Хьюстон
Нуар, или «черный фильм», появился в 1940-х годах в США и быстро набрал популярность во всем мире. В послевоенный период кинематограф стремился по-своему изобразить произошедшие мировые трагедии. Как выглядел классический фильм этого жанра?
Как правило, это мрачный и темный город, съемки в котором ведутся преимущественно ночью, либо в замкнутом помещении. Также часто используются светотени и контрастно падающий свет. Цель этого — подчеркнуть агрессивную и недоброжелательную среду, в которой пребывают персонажи. В центре повествования — одинокий главный герой, нередко частный детектив с полицейским прошлым. В душе он носит груз тяжелой драмы ушедших лет, после которой он остался в одиночестве и с разбитым сердцем. Фетровая шляпа, сигарета и стакан виски в руке — его неотъемлемые атрибуты. Он бродит по мокрым улицам шумного города и почти никогда не спит по ночам. Однажды в тишину его холостяцкой квартиры прорезает звонок, и таинственный голос на другом конце провода сообщает о преступлении.
«Мальтийский сокол» (1941), реж. Джон Хьюстон
Нашему герою, уставшему от жизни, терять в общем-то нечего, и он ввязывается в это дело, погружаясь глубже в пучину тайн. Конечно, вскоре на его пути встретится роковая красотка. Она сыграет не последнюю роль в этом деле, а детектив, конечно, не сможет устоять перед ее мистическим очарованием.

«Мальтийский сокол» — первый нуарный фильм

«Мальтийский сокол» (1941), реж. Джон Хьюстон
Однако все эти черты были заложены в «Мальтийском соколе» (1941) — дебютной работе режиссера Джона Хьюстона. Действие фильма начинается в офисе частного детективного агентства Сэма Спейда (Хамфри Богарт) и Майлза Арчера в Сан-Франциско. К ним приходит привлекательная женщина по имени Рут Уандерли, которая нанимает их для поиска своей сестры. Она утверждает, что сестра сбежала с неким Флойдом Тёрсби.
Спейд и Арчер берутся за дело, но ночью Майлза Арчера убивают. Вскоре после этого убивают и Флойда Тёрсби. Полиция подозревает Сэма Спейда в причастности к обоим убийствам. Спейд решает выяснить правду и обнаруживает, что Рут Уандерли на самом деле зовут Бриджит О'Шонесси. Она оказывается замешанной в сложную аферу, связанную с поиском ценной статуэтки — мальтийского сокола, покрытого драгоценностями. Статуэтка была создана рыцарями Мальтийского ордена и представляет огромную ценность.
«Мальтийский сокол» (1941), реж. Джон Хьюстон
По мере расследования Спейд сталкивается с другими охотниками на сокола. Все они отчаянно хотят заполучить желанную статуэтку, и Спейд оказывается втянутым в паутину лжи, предательства и опасности. Постепенно он распутывает заговор, понимая, что не может доверять никому и даже Бриджит, которая использует свою привлекательность и ложь для достижения своих целей.
В кульминационный момент, Спейд устраивает ловушку для своих противников. Однако, когда мальтийский сокол наконец оказывается в его руках, он обнаруживает, что статуэтка — подделка. Тем не менее Спейд решает передать всех участников аферы полиции. Бриджит не становится исключением — Спейд не может простить ее обмана и участия в убийстве Арчера. В конце фильма Спейд объясняет полиции свою версию событий и печально осознает, что его чувства к Бриджит не могут перевесить его стремление к правде и справедливости.
«Мальтийский сокол» (1941), реж. Джон Хьюстон

Почему тебе стоит его посмотреть

  • Это режиссерский дебют Джона Хьюстона, будущего обладателя лауреата Оскар (дважды) и создателя таких фильмов, как «Сокровища Сьерра Мадре», «Человек, который хотел быть королем», «Моби Дик» и многих других. Он продемонстрировал мастерское владение кинематографическим языком, создав напряженную и мрачную атмосферу, которая стала стандартом для жанра нуар.

  • Операторскую работу Артура Идисона отличали резкие контрасты света и тени, заложившие основу нуара. Это подчеркивало моральную двусмысленность и сюжета.

  • Отличительная игра звезд Голливуда — Хэмфри Богарта (Сэм Спейд), Мэри Астор (Рут Уандерли/Бриджит О'Шонесси), Сидни Гринстрита (Каспар Гатмен) и Питера Лорре (Джоэл Кэйро).

  • Фильм исследует темы жадности, предательства и моральной двусмысленности. Персонажи неоднозначны, и никто не является однозначно хорошим или плохим. Это отличает фильм от более простых детективных аналогов.
Этот фильм оказал огромное влияние на развитие кинематографа. Он вдохновил множество режиссеров и сценаристов, а его стиль и ключевые приемы до сих пор используются в современных фильмах.
«Мальтийский сокол» (1941), реж. Джон Хьюстон
Итак, теперь ты знаешь, что:
  • «Мальтийский сокол» (1941) — это дебютная работа режиссера Джона Хьюстона
  • В ней частный детектив Сэм Спэйд включается в смертельную авантюру по охоте за бесценной статуэткой «мальтийского сокола»
  • Фильм исследует темы жадности, предательства и моральной двусмысленности. Персонажи неоднозначны, и никто не является однозначно хорошим или плохим
Кажется, кому-то нравится мрачное кино? В черной-черной киностудии на черном-пречерном кресле… сидел Тим Бертон — мастер зловещего кино. Смотри саммари «Мрачная вселенная Тима Бертона» и за 15 минут узнай 5 отличительных черт стиля режиссера и получи список из 7 культовых фильмов на вечер.
Покупай одно саммари навсегда за 99 рублей или получай доступ ко всей библиотеке контента (1000+ саммари) за 300 рублей. А с промокодом BLOG30 кайфуй от саморазвития 30 дней за 0 рублей.
Хочется чего-то депрессивного? Тогда лови подборку фильмов Триера:
Топ-5 фильмов Ларса фон Триера
КИНЕМАТОГРАФ