Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему у греческих статуй похожи лица (и причем тут «греческий профиль»)

Замечал, что у всех греческих статуй одинаковые лица? Давай разбираться, как так вышло, и что такое греческий профиль.
Время чтения статьи — 6 минут
Приложение для саморазвития. Скачать

Порядок во всем

Античная греческая культура – это искусство, которое всецело построено на пропорции. Для древних греков одним из определяющих понятий в философии было понятие κόσμος, то есть первоначальный порядок. Он проникает во все сферы жизни: от науки и до искусства. Именно поэтому античная цивилизация подарила миру ордер, то есть систему, которая очень четко регламентирует внешний вид и пропорции зданий.
Конечно, этот порядок распространялся не только на здания, но и изображение человека. Именно античность находит идеальные пропорции человеческого тела. Один из вариантов – это канон скульптора Лисиппа, который вывел, что идеальный размер фигуры равен 8 ее головам. И, конечно, в лице тоже был определенный эталон, которого старались придерживаться все мастера.
В нём-то и скрыт ответ на вопрос, почему все греческие статуи похожи между собой. Дело в том, что особенности человеческого облика происходят, в первую очередь, из наших несовершенств. И именно они в конечном счёте становятся отличительными деталями и «изюминками». А в греческих статуях эта «погрешность» сведена до абсолютного минимума. Именно поэтому идеальные лица, в которых строго соблюдены все пропорции, оказываются схожими друг с другом.

Греческий профиль

Из следования определённому идеалу родился так называемый «греческий профиль». Он включает в себя достаточно строгий определённый набор черт. Точная линия носа, практически прямая, переходит в лоб без явного выделения «бугорка» переносицы. При этом подбородок достаточно тяжёлый, округлый, без каких-либо акцентированных углов, контрастирует с верхней более элегантной частью. Всё это формирует изящный, но при этом наполненный внутренней силой облик. Иоанн Винкельман, главный исследователь античности, также отмечал, что в греческом профиле достаточно глубоко посажены глаза и отсутствует ямочка на подбородке. Винкельман замечает, что даже такое, казалось бы, незначительное несовершенство считалось греками деталью, которая разрушает идеальную красоту.
Хороший пример, который иллюстрирует греческий профиль, это голова Венеры Милосской. Здесь мы видим, как через одни только очертания лица скульптор выражает красоту, мягкость и мощь богини любви.

История греческого профиля

Но искусство античности развивается в течении достаточно длинного периода, поэтому и изображение лица изменяется. В греческом искусстве мы выделяем три основных этапа развития: архаика, классика и эллинизм. Разберем, как менялся греческий профиль на протяжении этого времени.
С архаических времен в греческом искусстве можно увидеть определенный канон изображения человека. Выделялось два основных варианта: кора и курос. Кора – это скульптура девушки, курос – персонаж мужского пола. В их фигурах мы уже видим стремление изобразить максимально пропорциональное тело, и кроме того – появляются зачатки того самого «греческого профиля».
Раннеархаические куросы (выполненные около 650 г. до н.э.) выглядят статичными и практически неподвижными – только выведенная вперед нога намекает на шаг. А их лица выглядят грубовато и даже несколько отталкивающе из-за застывшей на них архаичной полуулыбки. Более поздние куросы, например Курос Критий, выполненный около 480 года, выглядят уже значительно элегантнее. Остаётся некая застылость формы, однако появляется легкое полудвижение. А лица, пусть и выглядят все еще не так изящно, приобретают чуть более точеные черты. Если присмотреться к лицу Куроса Крития, заметно, что особенность носа, плавно переходящего в лоб, здесь уже видна.
В период классики (V—IV вв. до н. э.) образ греческого профиля идеально кристаллизуется. Именно в этом периоде мы можем найти образцы идеального следования канону. Например, «Амазонка» Поликлета имеет эталонный профиль.
Искусство последнего периода, эллинизма (323 г. до н. э. – 30 г. до н.э.) отличает большая свобода в отношении канона. Именно там появляется, например, умение изобразить идеально легкие, летящие ткани, как в скульптуре Ники Самофракийской. Именно там мы можем найти самые сложные позы и нестандартные композиции – как в рельефах пергамского алтаря. Но вот узнаваемый греческий профиль остается, кажется, той частью канона, за который мастера держатся особенно сильно. Его мы с легкостью можем определить и на том самом алтаре, и, например, на скульптуре «Спящий гермафродит», где применена нестандартная лежачая поза, а вот лицо осталось совершенно классическим.
Вот так, греческий профиль настолько плотно вошел в античные представления о красоте, что даже в поздний эллинистический период не сдавал свои позиции. Давай повторим его главные особенности:

  1. Греческий профиль сформировался из-за особенностей мышления античных греков, которые видели красоту в порядке. Именно поэтому он настолько сильно регламентирован.
  2. Главные черты греческого профиля – прямой нос, который почти без впадины переносицы переходит в лоб, и увесистый округлый подбородок.
  3. Греческий профиль складывается в период классики. Однако даже в архаическом искусстве мы можем увидеть его задатки. И в эпоху эллинизма он, несмотря на свободу в каноне, не пропадает.
ИСКУССТВО КУЛЬТУРОЛОГИЯ