Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему Блок не заменил Христа на Ленина в поэме «Двенадцать»?

Александр Блок мог бы сделать революционный финал своей поэмы «Двенадцать» еще более громким, заменив образ Христа на Ленина, но не сделал этого. Почему? Давай разбираться.

Время чтения статьи: 3 минуты
Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении

Александр Блок и революция

Одно время Блок был очарован революцией. Поэт видел в ней обновление России. В поэме «Двенадцать» он стремился передать «музыку революции», которая была для него чем-то большим, чем просто политическое событие:
Она была почти мистическим явлением, способным перевернуть мир, и потому Блок ввел в финал образ, который превосходит любые земные символы.

Почему не Ленин?

Ленин для поэта был лишь человеком, политическим лидером. Блок был символистом, поэтому искал образы, которые могли бы выразить не только материальные, но и духовные изменения в мире.
Выбор Ленина в качестве финального образа превратил бы поэму в политический манифест. «Двенадцать» стала бы «гимном» конкретному человеку и его делу, а это противоречило сути символизма. Ключевая черта этого направления — побег из реальности в мир идей. В контексте поэмы Ленин — реальность, а революция — идея, которая нуждается в символе.
Блок стремился к символу, который стал бы одновременно воплощением и разрушением, созиданием и хаосом.

Христос как символ

Блок выбрал Христа, чтобы подчеркнуть многогранность революции, ее двойственность и метафизическую природу. Христос в поэме — это символ не только веры, но и страдания, жертвы, искупления и, в конечном счете, самой судьбы.
Этот образ вызывает у читателя сложные эмоции, ведь Христос, ведущий за собой революционеров, одновременно пугает и вселяет надежду. Блок как бы говорит: «революция — это не только борьба за власть, но и духовное перерождение, которое может быть страшным и непонятным».
Ф. Сологуб, формулируя определения символизма, сказал: «Объединяющим началом такого единства [единства через символы] виделось искусство, земное подобие творчества божественного» — то есть творчество приближает поэта к акту творения, уподобляя его Богу.

Интерпретации образа

Образ Христа в поэме «Двенадцать» породил множество интерпретаций:

  • Литературный критик, Владимир Орлов, увидел разрушителя старого порядка
  • Знаменитый русский философ, Павел Флоренский, увидел в поэме лже-Христоса, несущего иллюзию спасения
  • Сергей Городеций, считал, что Иисус - фигура, олицетворяющая надежду на духовное обновление России.
Каждая трактовка подчеркивает неоднозначность отношения читателей поэмы к Революции.
Вот 3 причины, почему Блок не заменил Христа на Ленина в «Двенадцати»:
  • Поэт стремился показать революцию как духовное явление, выходящее за пределы земного опыта.
  • Если бы Блок использовал образ Ленина в финале поэмы, она превратилась бы в политический манифест, прославляющий дела одного человека, а это противоречит сути символизма.
  • Выбор Христа — это признание того, что революция не может быть понята только как политическое событие. Она имеет более глубокий, возможно, даже трагический и метафизический смысл.
Изучай литературу с Интровертом. Собрали для тебя подборку лекций-саммари, в которых эксперты объясняют главное по теме за 10 минут. После просмотра проходи тест для закрепления знаний и скачивай шпаргалки, чтобы быстро повторить изученный материал. Сэкономишь время на чтении учебников по литературе:


ЛИТЕРАТУРА