До конца акции осталось:
Предновогодняя флеш-сейл со скидкой 50% на самые популярные курсы
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

История воздухоплавания: от монгольфьеров до цеппелинов

История воздухоплавания — захватывающее путешествие в прошлое, раскрывающее человеческое упорство и желание покорить небесные просторы. С древних времён человек мечтал об освоении воздушного пространства, и эта мечта привела к развитию различных летательных аппаратов: и простых шаров, и более сложных дирижаблей, и поражающих воображение космических ракет. В статье мы проследим путь от первых легенд о полётах до эпохи Цеппелинов.
Время чтения: 5 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать.

Мечты о полёте

Ещё в древних мифах появляются первые идеи людей, связанные с потенциальным покорением неба. Легенда о Дедале и Икаре, в которой изобретатель делает крылья из перьев и воска и прикрепляет их к своим рукам и к рукам сына (или, по некоторым источникам, племянника). Он даёт ему одно простое наставление: не взлетать слишком высоко, чтобы солнце не растопило соединяющий конструкцию воск. Однако Икар в восторге полёта забывает обо всех инструкциях, поднимается всё выше и выше и в итоге падает, когда его крылья разрушаются. Из этой легенды родилась англоязычная фраза «fly too close to the Sun», которой обозначают людей, ставших слишком амбициозными и поплатившихся за это в той или иной степени.
Беллерофонт, другой герой мифов, тоже пытался взлететь: он хотел достичь Олимпа, на котором восседали боги. Для этого он оседлал пегаса и почти справился с задачей, однако Зевс не позволил ему завершить начатое и наслал на крылатого коня овода. В попытках увернуться от насекомого пегас сбросил всадника со спины.
Известна и семито-аккадская история о царе Этане, который оседлал спасённого им орла и попытался взлететь в небо. Он мечтал найти особое растение, растущее только на небесах — оно излечило бы его от бесплодия и позволило бы зачать наследника престола. Но во время полёта царь посмотрел вниз и испугался высоты. Что было дальше неясно: он то ли разбился, то ли сумел добыть растение, но вернулся на землю.
Все эти мифы — отображение людского желания покорить небесные просторы. Как и глубины океана, небо манило изобретателей и мечтателей.

Первые попытки

Есть легенда о немецком сапожнике Саломоне Идлере, жившем в XII веке. Он, подобно Дедалу, попытался приладить к рукам самодельные крылья и взлететь. Этот опыт оказался безуспешен, и изобретатель сжёг свои крылья и отказался от мечты. Другая, на этот раз китайская, легенда гласит, что, получив порох, учёные пытались покорить небо: Вань Ху соорудил аппарат из воздушных змеев и ракет, но погиб при взлёте.
Вань Ху на ракетном кресле
В. А. Попов в учебнике об основах авиатехники пишет: «В 1306 году, в Китае, вероятно впервые в мире, — был открыт «аэростатический принцип полёта» и использован в развлекательно-увеселительных целях. Придворные фокусники и пиротехники, изготовили небольшую лёгкую сферическую оболочку, и наполнив её дымом — выпустили в воздух…»
Одним из первых прорывов стало изобретение братьями Монгольфье воздушного шара. Они экспериментировали с паром и водородом, однако оба этих вещества не могли поднять в воздух аэростат: пар конденсировался и разрушал бумажный шар, а водород быстро просачивался через стенки, которые не могли его удержать. После нескольких экспериментов братья сумели создать воздухоплавательный аппарат. Оболочка была изготовлена из холста и насчитывала примерно 11,5 метров в диаметре. Верхнюю её часть обклеили специальной бумагой и усилили веревочной лентой.
Впервые этот шар был продемонстрирован на базарной площади в городе Анноне 5 июня 1783 года в присутствии многочисленных зрителей. Детали полета были зафиксированы в составленном протоколе, который впоследствии послали во Французскую академию наук. Заполненная дымом оболочка медленно поднялась в воздух на высоту около 2000 метров, а по мере охлаждения дымного воздуха внутри она плавно опустилась на расстоянии примерно 2 километров от точки взлета.
Первый полёт монгольфьера 5 июня 1783 года.
Публичные полеты монгольфьеров вызвали настоящий фурор. Люди собирались для наблюдения за этим новым изобретением, а ученые и инженеры, взяли этот эксперимент за основу для дальнейших экспериментов в освоении неба.

Изобретение управления

Первые шары ограничивались пассивным движением, определяемым лишь направлением ветра. С появлением новых элементов управления, таких как разработанный Жаном-Батьистом Жиро-де-Розье «розье», возникла возможность контролировать вертикальное движение в небе. В 1783 году изобретатель провёл серию экспериментов, осуществив полеты на своих аэростатах. Он разработал регулятор газа, который позволял контролировать подъем и спуск аэростата путем регулирования количества газа внутри шара.
После ряда успешных полетов он попытался пересечь Ла-Манш, пролив между французским и английским берегами. Вместе с Пьером Роменом он отправился в полет 15 июня 1785 года, который стал для обоих последним. Воздушный шар внезапно вспыхнул в воздухе, а затем быстро сдулся и упал. Так случилась первая официально зарегистрированная авиакатастрофа.

Прорыв

Но настоящий прорыв в воздухоплавании произошел с появлением дирижаблей. Они стали символом новой эры полетов. Изобретателем дирижабля считается Жан-Батист Мёнье. Его проект аппарата содержал оболочку уже не шара, а эллипсоида. За управление отвечали три пропеллера, которые, по задумке, должны были управляться вручную. Дирижабль конструкции А. Жиффара, который позаимствовал эти идеи у Мёнье более чем полвека спустя, совершил первый полёт 24 сентября 1852.
Благодаря технологическим разработкам, проведённым по настоянию активно интересовавшегося воздухоплаванием и видевшего потенциал в небесных передвижениях графа Фердинанда фон Цеппелина, дирижабли оказались способны к маневрированию и разгону до высоких скоростей.
В 1898 году граф Цеппелин основал Общество содействия полетам дирижаблей. Главной особенностью конструкции дирижаблей, или цеппелинов, был покрытый тканью жесткий металлический каркас, состоящий из поперечных колец и продольных балок, содержащих ряд отдельных газовых мешков. Раньше в аэростатах не было таких решений — они состояли из корзины и одного большого шара.
Фердинанд фон Цеппелин и его проект
С течением времени технический прогресс привел к появлению и развитию самолетов, которые стали основным средством воздушного транспорта и преодоления дальних расстояний. Несмотря на это, воздушные шары и дирижабли не исчезли: они продолжают свое существование и сегодня. Их используют в туристических целях, а также в развлекательных — на фестивали с подъёмом в небо воздушных шаров приезжают издалека.
ИСТОРИЯ