Автор: Андрей Наседкин, филолог, литературовед (НИУ ВШЭ), член Группы Достоевского (ИРЛИ РАН)
Все мы родом из детства. И литературные герои не исключение. Характер любого персонажа можно объяснить условиями, в которых он воспитывался. Сегодня мы поговорим о самом ленивом герое школьной программы — Илье Ильиче Обломове. Как родители повлияли на его отношение к миру? И почему его друг, Андрей Штольц, вырос типичным сыном маминой подруги? Давай разбираться.
Все мы родом из детства. И литературные герои не исключение. Характер любого персонажа можно объяснить условиями, в которых он воспитывался. Сегодня мы поговорим о самом ленивом герое школьной программы — Илье Ильиче Обломове. Как родители повлияли на его отношение к миру? И почему его друг, Андрей Штольц, вырос типичным сыном маминой подруги? Давай разбираться.
Обломовка: идиллия и застой
Илья Ильич вырос в деревне Обломовка. Это уединенный уголок, в котором царят покой, сытость и безмятежность. В этих условиях вседозволенности и родительской любви и начал формироваться его характер.
Семья Обломова — отличный пример дворянского быта. Основными ценностями для них были покой, тишина и стабильность. Илья Ильич вспоминает, что в имении Обломовка «все дышало тою же первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью». Мы подробно знакомимся с этими воспоминаниями в «Сне Обломова» — девятой главе первой части романа. Гончаров намеренно помещает ностальгические зарисовки в грезы героя. Так он подчеркивает отдаленность этого прекрасного мира от реальности. Он пишет:
«Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край!»
Сон символизирует иллюзорность и недосягаемость той жизни, к которой стремится Обломов.
Безделье было главной чертой семьи. Отец то и дело нюхал табак и сморкался, а мать переходила «от кофе к чаю, а от чая к обеду». А у Илюши забот было и того меньше, ведь родители все решали за него. Они окружали единственного ребенка заботой и лаской, да так, что «он едва успевал утирать следы непрошеных поцелуев». Но маленького Обломова совсем не приучали к самостоятельности, что и заложило фундамент его будущей пассивности и апатии. Ведь окружающие делали все, чтобы он жил в покое и не сталкивался с реальными трудностями. Илюше не нужно было прилагать усилий, чтобы получить желаемое:
«Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть — уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание».
Критик Николай Добролюбов в знаменитой статье «Что такое обломовщина?» подчеркивает еще одну пагубную сторону жизни в идиллическом имении:
«В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем жизнь, что она такое, какой ее смысл и назначение?»
Действительно, то благополучие и покой, которые описываются во сне Обломова, обесцениваются их бессмысленностью и отсутствием у героев более глобальной цели.
Таким образом, жизнь в Обломовке двойственна. С одной стороны, в этом пространстве ребенок получает любовь, защищенность и свободу. С другой стороны, подобный уклад ведет к деградации личности. Ностальгия по «утраченному раю» превращает Обломова в заложника прошлого и мешает ему стать частью реального, пусть и сурового, мира.
Детство Штольца: слияние двух кровей
Если детство Обломова было безмятежным, то воспоминания Андрея Штольца о ранних годах окрашены в совершенно иные тона. Его воспитание — это строгая дисциплина и постоянная работа над собой.
В Штольце русская кровь смешалась с немецкой. Поэтому он совместил в себе открытость и чувственность русской души с европейской дисциплинированностью. Отец, немец по происхождению, воспитывал в нем дух прагматизма, трудолюбия и ответственности. Это был образованный, энергичный и деятельный человек, который жадно поглощал знания. Гончаров пишет о нем так:
«У отца своего, фермера, он взял практические уроки в агрономии, на саксонских фабриках изучил технологию, а в ближайшем университете, где было около сорока профессоров, получил призвание к преподаванию…»
Ведь Иван Богданович Штольц верил, что труд и саморазвитие — основа человеческого существования.
Но не стоит думать, что отец Штольца — пример для подражания. Он довольно жестоко относился к сыну и даже прибегал к телесным наказаниям за незначительные провинности и невыученные уроки. Например, за то, что Андрей убежал из дома на целую неделю и не перевел заданный текст на немецкий, Иван Богданович «взял его одной рукой за воротник, вывел за ворота, надел ему на голову фуражку и ногой толкнул сзади так, что сшиб с ног».
Впрочем, учиться Андрюша все равно любил. Он проводил юность за изучением географической карты, читал труды поэтов и богословов и разбирал с отцом библейские стихи. Позже он поступил в университет. Он, как и отец, видел в дисциплине и работе смысл собственного существования: «Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей», — говорил он Обломову.
Но не только отец сильно повлиял на Штольца. Его мать, русская дворянка из бедной семьи, не во всем соглашалась с мужем:
«Ей не совсем нравилось это трудовое, практическое воспитание <…> Она в немецком характере не замечала никакой мягкости, деликатности, снисхождения, ничего того, что делает жизнь так приятною в хорошем свете».
Будь ее воля, мать Штольца не отпускала бы сына ни на шаг.
И именно мягкость матери в сочетании со строгостью отца сделала Андрея Штольца не только прагматиком и материалистом, но и человеком, способным к чувственному восприятию этого мира.
Как семьи диктуют будущее героев?
В романе «Обломов» Гончаров показывает последствия воспитания в двух противоположных семьях. Это выражено не только в характерах героев, но и в том, как складывается их личная жизнь.
Обломов влюбляется в Ольгу Ильинскую, целеустремленную и гордую женщину, мысль которой «непременно была устремлена на что-нибудь». Ольгу же привлекает в Илье Ильиче доброта, чувствительность и искренность. Однако со временем она понимает, что Обломов не способен измениться и преодолеть апатию и лень. Именно поэтому Илья Ильич находит счастье с Агафьей Пшеницыной — малообразованной, но чуткой женщиной. Она ухаживает за ним, как за маленьким ребенком. А Обломов вновь обретает уют и покой, которые напоминают ему о детстве в Обломовке.
А вот Штольц как раз женится на Ольге Ильинской, в которой находит родную душу.
«Два существования, ее и Андрея, слились в одно русло; разгула диким страстям быть не могло: все было у них гармония и тишина».
Да, как видишь, даже в любовных отношениях у этих людей все строго и подчинено порядку.
Но на чьей же стороне сам Гончаров? Ответить на этот вопрос однозначно невозможно. Его совершенно точно привлекал образ Андрея Штольца — человека, который соединил в себе ум и доброту, дисциплину и открытость души. Это не герой, а своеобразный проект идеального человека, хоть и с не вполне благополучным детством. О многом говорит то, что Обломов называет своего сына Андреем в честь лучшего друга. Кроме того, после смерти Ильи Ильича Агафья Пшеницына отправляет сына на воспитание к Штольцу и Ольге, чтобы Андрюша рос в окружении образованных и культурных людей.
Гончаров последовательно показывает разрушительность образа жизни, который вели в Обломовке. Сперва это отражается только в лени и безволии Ильи Ильича, а позже оставляет отпечаток на его семье. Он умирает, когда его сыну всего пять лет, и это своеобразный приговор: Обломов и подобные ему люди не способны воспитать новое поколение. Это задача для людей, устремленных в будущее.
Итак, мы с тобой разобрали, какую роль играет воспитание героев в романе Гончарова «Обломов». Давай подведем итоги и выделим 3 главных идеи, которые автор вложил в свое произведение:
- Семья Обломова окружила сына заботой, подарила ему иллюзию рая, но сделала его неадаптированным к жизни. Его брак с Агафьей Пшеницыной — это попытка вернуться в уютный кокон, где ни к чему не нужно стремиться, а жизнь протекает тихо и спокойно.
- Штольц воспитывался в условиях дисциплины и труда. Но благодаря ласковой матери он вырос не только организованным, но и чувствительным человеком. Его союз с Ольгой Ильинской — это слияние двух людей, которые направлены на созидание и порядок.
- Симпатии Гончарова, скорее, на стороне Андрея Штольца. Ему казалось многообещающим сочетание в одном человеке русской души и европейской образованности. Гончаров считал, что именно такие люди смогут воспитать новое поколение. Впрочем, образ Штольца получился идеализированным.