Фемцел (женский недобровольный целибат) — это движение женщин, которые находятся в состоянии невольного одиночества и не имеют возможности вступить в романтические или сексуальные отношения, несмотря на то что хотели бы этого. Как это изначально мизогинное движение превратилось в радикальное направление феминизма? И как фемцелы стали героинями нашего времени?
Время чтения: 10 минут
Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении
Краткая история фемцела
Еще в 1997 году канадская студентка создала интернет-сообщество Alana’s Involuntary Celibacy Project. Оно предназначалось для поддержки людей, которые не могут построить романтические и сексуальные отношения, — и мужчин, и женщин. Однако со временем понятие «инцел» закрепилось именно за мужскими сообществами. Женщины туда не допускались. Более того, для инцелов женщины стали объектом ненависти.
Поскольку одиноких и разочарованных в отношениях женщин исключили из сообщества, им ничего не оставалось, кроме как создать собственное движение. Фемцел-сообщества начали появляться на платформах типа Реддита в 2010-х годах. Тогда это, по сути, была женская версия инцел-движения: женщины тоже хотели отношений и страдали из-за того, что не могут найти партнера.
Главная идея ранних фемцелов заключалась в том, что они обречены на одиночество из-за собственной неполноценности. Они выстроили иерархию, которая показывала, какие женщины действительно достойны отношений, а какие нет.
Решающим критерием стала внешность. В фемцел-сообществах появились целые рубрики, в которых женщины оценивали фото друга друга по шкале красоты. При этом, если по определенным критериям женщина находилась на низких ступенях иерархии, ее могли даже высмеять за то, что она надеется с кем-то познакомиться. Ведь для этого ты должна быть достаточно конвенционально привлекательной, а вот если у тебя неправильная линия роста волос, ты и думать о счастливых отношениях не должна.
Но со временем фемцел трансформировался: из мизогинного в своей сути движения он будто бы превратился в новое направление феминизма.
Целибат фемцелов по-прежнему недобровольный. Но теперь они считают, что не могут построить романтические отношения не из-за собственной непривлекательности, а потому что никто их недостоин. И они вовсе не ищут Чеда — идеального мужчину в представлении инцелов. Их разочаровывает скорее неспособность большинства мужчин быть надежными партнерами.
В общем, феминизм и мужененавистничество — это разные вещи. И фемцелы второй волны поддерживают обе.
Эстетизм и декаданс
Красота с самого начала была основополагающим понятием для фемцелов. Согласно их теории привлекательности, у каждого человека есть фенотип — совокупность внешних и внутренних характеристик, из которых складывается образ. По этим характеристикам можно оценить привлекательность человека по шкале от 1 до 10, и эта оценка определит его место в ранге.
Женщин по фенотипам делят на Стейси и Бекки. Стейси — женщины от 6 и выше. Чтобы получить такую оценку, нужно соответствовать множеству критериев. Если почитать этот список, можно открыть в себе новые поводы для комплексов — например, щечные коридоры, о существовании которых вряд ли кто-то подозревал.
Симона де Бовуар в работе «Второй пол» писала, что стандарты красоты используются как инструмент контроля над женщинами. Эти стандарты создают и поддерживают мужчины, чтобы женщины оставались в роли объекта. Женщины определяют свою ценность на основе того, насколько они соответствуют идеалам красоты. Они становятся зависимы от взгляда извне и теряют способность оценивать себя без оглядки на мнение окружающих. В фемцел-сообществах это заметно особенно ярко: в них женщины скидывают свои фото, чтобы им поставили оценку. Как будто сами они не могут себя оценить, даже имея список конкретных критериев.
Индустрия красоты формирует и поддерживает нереалистичные стандарты, чтобы женщины тратили деньги и время на их достижение. Это создает иллюзию свободы: женщины якобы сами выбирают, какими быть, но на самом деле их выбор ограничен социальными нормами и маркетингом.
Однако Бовуар считала, что понятие красоты можно переопределить и освободить его от диктата патриархальных норм. По ее мнению, женщина может стремиться к красоте не как к средству угождения другим, а как к выражению своей индивидуальности и свободы. Можно сказать, что этим и занимаются фемцелы второй волны. Их иконами остаются конвенционально красивые женщины, но они больше не стремятся привлечь мужское внимание. Сейчас фемцелы похожи скорее на последовательниц эстетизма — мировоззрения и направления в искусстве, которое эстетические ценности ставит превыше этических. Это культ красоты ради красоты и искусства ради искусства.
Эстетизм стал особенно распространен на рубеже XIX–XX веков, в эпоху декаданса. Это была реакция на кризис морали и разочарование в рационализме: декаденты поняли, что ни в чем нет смысла, а значит, надо сосредоточиться на форме. К этому пришли и фемцелы. Счастья в жизни нет и не будет, поэтому давайте просто слушать Лану дель Рей и смотреть картинки на Pinterest. Разочарование, пессимизм, уныние — всё это сближает фемцел с декадансом.
Фемцел как направление феминизма
Фемцелы второй волны выглядят как та самая Стейси, 10 из 10. Они напоминают архетип роковой женщины из нуарных фильмов — героини, которая очаровывает героя и губит его. Но есть важное отличие: фемцел — не приложение к мужскому персонажу. К такому типу относятся героини фемцел-классики: Эми из «Исчезнувшей», Дженнифер из «Тела Дженнифер», Элейн Паркс из «Ведьмы любви» и главная героиня сериала Fleabag. Многие из них тем или иным способом разделываются с мужчинами, но вместе с тем полностью соответствуют male gaze — мужскому взгляду.
Мужской взгляд — это феномен изображения женщины через призму восприятия мужчин. Долгое время мужчины доминировали в искусстве, поэтому в большинстве фильмов, книг и других произведений мы смотрим на мир их глазами. Отсюда и появились архетипические женские образы: фам-фаталь, manic pixie dream girl и многие другие. Они не являются полноценными персонажами и выступают скорее как функции, которые помогают раскрыть характер героя-мужчины или развить его сюжетную линию. Женщины ждут спасения, мотивируют мужчину или становятся для него призом. И все это время они, конечно же, идеально выглядят. Ведь женщины находятся на экране для того, чтобы мужчинам было приятно на них смотреть.
На фемцел-героинь тоже приятно смотреть, хотя многие из них не относятся к «женщинам, написанным мужчинами»: «Тело Дженнифер» сняла режиссер Карин Кусама, «Ведьму любви» — Анна Биллер, Fleabag — Фиби Уоллер-Бридж. И таким образом они будто находят новый способ переприсвоить — или впервые присвоить — собственные тела.
В этом и заключается протест фемцелов. Некоторые направления феминизма негативно относятся к «адаптивкам» — действиям, которые совершают женщины, чтобы избежать давления патриархата. К адаптивкам относят многие манипуляции с внешностью, вроде эпиляции и макияжа. Другие направления предполагают, что женщины могут делать со своими телами что угодно, независимо от того, навязано ли это мужчинами. А фемцел идет еще дальше: они забирают то, что создал патриархат, и делают это своим. Они показывают мужчинам то, что те хотят видеть, и как бы говорят: никому такая красота не достанется.
Фемцел — это новый тип героини в поп-культуре. И она, пожалуй, наиболее точно передает актуальное настроение феминисток при неопатриархате. Это декаданс и разочарование, но вместе с тем — ярость и сила изменить мир.
Автор: Анастасия Тузова, кинокритик (СПбГУ)