До конца акции осталось:
Исполни мечту — подари обучение. Выбери курс в подарок
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как нас пугают фильмы ужасов?

Жанр ужасов всегда был популярным в кинематографе. От классических чёрно-белых фильмов до современных франшиз, ужасы привлекают зрителей со всего мира. Но почему это происходит? Почему люди так любят чувствовать страх, который вызывает этот жанр?
Время чтения: 4 минуты.

Приложение для саморазвития. Скачать

Психология ужаса

В первую очередь, жанр ужасов дает возможность людям почувствовать сильные эмоции и удовлетворить свою жажду приключений. Человек ощущает прилив адреналина, который вызывают у него непривычные в повседневной жизни эмоции.
Один из ключевых факторов, почему люди пугаются при просмотре фильмов ужасов — эмоциональный стимул, который вызывает фильм. Страх является сильной эмоцией, которая помогает нам оценить потенциальную угрозу и реагировать на нее. Жанр ужасов дает возможность людям почувствовать этот страх, ощутить прилив адреналина и удовлетворить свою жажду приключений. Зрители подсознательно понимают, что они находятся в безопасности кинотеатра или родного дома, но разные кинематографические приёмы, используемые режиссёрами, иногда заставляют забыть о том, что на экране — фикция.
Кроме того, фильмы ужасов часто используют общечеловеческие страхи: боязнь темноты и неизвестности в ней, нежелание терять контроль над собственной жизнью, недоверие к подозрительным незнакомцам. Ощущение безысходности и одиночества, ожидание постоянной опасности за поворотом — всё это тоже играет важную роль в работе со зрительской реакцией на те или иные сцены кинокартины.

Заглянуть в бездну

Один из самых простых способов, которыми фильмы ужасов могут напугать зрителей — игра с подсознательным страхом темноты. Картинка в ужастиках часто приглушённая, практически лишённая ярких цветов. Это задаёт символический контекст истории, которая непременно превратится в пугающую неизвестность и намёк на чужое присутствие в тёмном подвале, слабо освещенном лесу или страшном заброшенном доме.
Этот страх естественен — в темноте человека может поджидать даже самая глупая смерть вроде провалившейся ступеньки на лестнице.
Из непроглядного мрака канализации появляются светящиеся глаза Пеннивайза, в полутёмных коридорах бродят застрявшие в поместье из «Призраков дома на холме», из-за окутавшего Сайлент-Хилл тумана зрителю постоянно кажется, что сейчас кто-то появится и нападёт на героев.
«Оно» (2017), реж. Э. Мускетти
Лучше всего с темнотой работают фильмы о призраках: благодаря контрасту легче всего заметить край белого платья или неестественное призрачное свечение. Бродящие после полуночи потусторонние гости выглядят максимально пугающе: у них неестественно-белая кожа, они не реагируют на оклики героев, нередко они появляются в той же одежде, в которой их убили — можно заметить кроваво-красные пятна на груди или неестественно вывернутую шею.

Игры с ракурсами

Режиссёры хорроров любят крупные кадры. Они позволяют заснять малейшие изменения в мимике актеров и поймать момент осознания персонажем угрожающей ему опасности. Этот приём также используется, когда нужно вызвать чувство угрозы или непосредственной опасности: сфокусировать внимание на тянущейся к герою руке, показать крупным планом нож или другое орудие, которым орудует маньяк.
«Улыбка» (2022), реж. П. Финн
Внезапные и нестандартные ракурсы тоже помогают создавать эффект неестественности происходящего. Снятый под непривычным углом кадр ломает ожидания зрителя и одновременно заставляет его напрячься: если визуал изменился, значит, сейчас что-то произойдёт. Поэтому так эффектны кадры, на которых мы смотрим сверху и слегка сбоку на спящего героя: из-за того, что в кадре остаётся незанятой часть пространства, автоматически приходит в голову, что там появится что-то ужасное.
Часто призраки появляются за спинами героев, вне поля их зрения. Это создаёт эффект присутствия: зритель хочет предупредить персонажа на экране, заставить его обернуться и осознать грозящую опасность. Призрачные дети бегают за спиной главного героя фильма «Синистер», пока он идёт по коридору с битой в руках и пытается осознать, почему он чувствует такой отчётливый страх. Он не знает об их присутствии, но знает зритель — и ждёт подвоха, ждёт, что же случится дальше.
«Синистер» (2012), реж. С. Дерриксон
Перспектива от первого лица, которую иногда добавляют в картины режиссёры, тоже работает с эффектом присутствия: зритель начинает ассоциировать себя с бегущим от опасности героем и сильнее вовлекаются в происходящее.

Звуки

Один из наиболее распространенных звуковых приёмов в хоррорах — использование тревожных музыкальных тем, которые нагнетают саспенса и вызывают напряжение. Они могут быть заметными, нарочито громкими и драматическими, или же тихими и таинственными. В любом случае они вызывают у зрителей чувство неопределённости и непредсказуемости.
Для скримеров используют комбинацию визуальной картинки и аудиоряда: в кадре резко появляется сверхъестественное существо и одновременно используется громкий звуковой эффект. Благодаря совместному использованию звука и видео скримеры заставляют подпрыгнуть на месте — работает, даже если зритель ждёт этот приём и убеждает себя в том, что он не испугается.
«Звонок» (2002), реж. Г. Вербински
Другой всегда работающий приём — тишина. Она может быть абсолютной, когда все звуки, кроме дыхания героев пропадают, а может сопровождаться тихой мелодией на грани слышимости. Обычно её прерывают внезапным звуком, например, скрипом двери или зловещим шёпотом, и это усиливает эффект ужаса, дестабилизирует иллюзорное спокойствие на экране.
КИНЕМАТОГРАФ