В чем смысл гравюры «Большая волна в Канагаве» Кацусики Хокусая?
«Большая волна в Канагаве» — самая известная гравюра Кацусики Хокусая, а также один из самых узнаваемых образов японской культуры. Работы Хокусая оказали большое влияние на европейских художников, в частности Ван Гога и Гогена. Так в чем же суть этой гравюры? Рассказываем в статье.
Время чтения: 3 минуты. Приложение для саморазвития. Скачать
Запад и Восток
«Большая волна в Канагаве» — это первая картина из цикла «Тридцать шесть видов Фудзи». Серия этих работ стала настолько известной, что отпечатки с них делали, пока деревянные пластины не износились. Считается, что с оригинальных произведений было отпечатано около пяти тысяч копий. Но далеко не все из них сохранились — многие не пережили землетрясения, пожары, войны. Японские гравюры вдохновили импрессионистов и постимпрессионистов на создание картин. Но интересно, что Хокусай обогащал свои знания в сфере искусства благодаря западным образцам. В Японии они попадали контрабандным путем. Хокусай разглядывал офорты европейских художников. Его привлекали пейзажи, игра света и тени. Хокусай был первым японским мастером, который изобразил пейзаж с помощью ксилографии. До этого пейзажи писали только на бумаге или шелке.
Философия гравюры
Революционным было и то, что Хокусай изобразил на гравюре рыбаков. Они относились к наименее уважаемому сословию в иерархии общества. Обычно на гравюрах укие-э встречались герои из японской знати.
Искусствоведы до сих пор спорят, в чем же смысл гравюры. Кто-то считает, что мастер показывает бессилие человека. Он не может противостоять могуществу стихии. Рыбаки понимают, что не спасутся, и плывут навстречу гибели. Мы понимаем, что скоро волна уничтожит их судна. Но есть и другая интерпретация работы Хокусая. Российский культуролог-японист Евгений Штейнер считает, что судна рыбаков представляют собой активное начало. Они проходят через волну. Дело в том, что в Японии принято смотреть на гравюру справа налево. Штейнер утверждает, что на картине послана буддийская картина мира как изменчивой стихии. Человек здесь — не жалкое существо, а «естественный элемент непостоянства природы».
Феномен успеха
На картине мы видим фрагменты волн, а на заднем плане — гору Фудзи на фоне грозового неба. Фудзи спрятана за волнами. Она тоже напоминает волну из-за заснеженной вершины.
Хокусай продемонстрировал мастерство использования синих цветов. Это характерно не только для «Волны в Канагаве», но и для всех работ этой серии. Для создания картин художник выбрал «берлинскую лазурь».
Гравюра «Волна в Канагаве» стала очень известной в культуре. Ее изображение в виде скульптуры находится в Дрездене.
«Волна в Канагаве» встречается на пазлах, картах, монете республики Фиджи. Кроме того, она даже иллюстрирует «Сказку о царе Салтане» Александра Пушкина. Многие искусствоведы задаются вопросом, почему гравюра остается популярной в течение двух веков. Они считают, что феномен ее успеха заключается в использовании золотого сечения.