Почему перестали снимать классические американские комедии?
Тебе наверняка знакомо: вечер после работы, хочется посмотреть что-то веселое и легкое, но нечего. Все любимые фильмы с Джимом Керри посмотрены десять тысяч раз, а новых классных комедий не сняли. В этой статье разберемся, что же случилось со старым добрым жанром.
Чтобы понять, почему исчезли классические американские комедии, нужно углубиться в историю голливудского юмора. Потому что именно он всегда отображал нравы общества.
Так, в 20-е годы расцветала немая комедия. Кривляния, смешные падения или карикатурные драки. Этого было достаточно, чтобы рассмешить зрителя. Публика любила образы Макса Линдера, Чарли Чаплина и Бастера Китона. Их ужимки и прыжки были гиперболизированы, но эпоха немого кино требовала преувеличений. И физиологический юмор всегда попадал в точку.
В 30-е годы Америка жила комедиями нравов вроде «Ниночки» и романтическими комедиями вроде «Это случилось однажды ночью». В 40-е набирала популярность военная сатира. И здесь пальму первенства вновь забрал Чарли Чаплин, сняв «Великого диктатора».
Следующим этапом развития стали мюзиклы и фарс. Сценаристы придумывали сюжеты, где герои оказывались на чужом месте. Ты точно вспомнишь «В джазе только девушки» — и это будет самый удачный пример.
Далее комедии стали развиваться так бурно, что порой даже не успевали отображать смену эпох. 60-е годы прошли под эгидой авантюрных комедий — таких, как «Розовая пантера». 70-е подарили миру группу Монти Пайтон и Вуди Аллена — все они пришли из юмористических шоу в необъятный мир кино. А 80-е и вовсе привили зрителю любовь к фантастике. Успехом пользовались «Назад в будущее» Роберта Земекиса и «Охотники за привидениями» Айвана Райтмана. Также хитом на десятилетия стала «Полицейская академия». А еще в рубеж 70-80х успела вклиниться и эра пародий. Режиссеры иронизировали над вестернами и снимали кальки с легенд. Так, в «Космических яйцах» легко узнаются «Звездные войны».
Наконец, в 90-е случился расцвет постмодернизма — комедии вобрали в себя разные эпохи и культурные коды прошлых поколений. Братья Коэны и Квентин Тарантино снимали криминальные комедии с отсылками к прошлому. Джим Керри и Роуэн Аткинсон использовали классическую пантомиму. А твоя любимая франшиза «Один дома» вновь обыгрывала физиологию. Но вместе с тотальной свободой, смешением эпох и отсылками постепенно подбирался и кризис.
Американская комедия менялась каждое десятилетие. Жанр вводил моду на определенные истории, формы и шутки. Но в 90-е вместе с расцветом свободы случился и первый кризис, который продолжается в наши дни.
Причины исчезновения классических комедий
Вообще с комедией несправедливо обходились с древних времен. Даже Аристотель в «Поэтике» гораздо больше говорит о трагедии. Комедия остается где-то в стороне. Впрочем, нельзя исключать, что текст древнегреческого философа был частично утерян. Тем не менее комедия хоть и является низким жанром, для сценаристов она остается одним из самых сложных.
И поэтому первая причина, по которой мы вряд ли увидим старые добрые комедии на экранах — это тупик жанра. Классическая американская комедия просто не смогла изобрести себя заново. Время требует постоянных изменений. Но у классической комедии на это ограниченный ресурс. Ты точно помнишь, как в 2010-х выходило много ремейков и продолжений. Бен Стиллер, Саша Барон Коэн, Адам Маккей — все эти режиссеры снимали фильмы с цифрой 2 в названии. А Тодд Филлипс выпустил еще две части «Мальчишника в Вегасе», а потом и вовсе ушел в драму. И удивил всех вовсе не смешным «Джокером». Даже новые проекты оказываются не такими уж и оригинальными. Например, «Образование» про двух подруг оказывается обыкновенным ремейком «Суперперцев».
Провал кинокомедии на экране неразрывно связан и с бумом стендап-комедии в интернете. История кино знает немало примеров, когда комикам становилось мало места на ТВ или радио. И тогда они уходили в кино. Так было с Вуди Алленом, Адамом Сэндлером, Эдди Мерфи. Но в наши дни цифры от просмотров на онлайн-платформах могут быть убедительнее, чем количество купленных билетов в кино. А еще комикам не обязательно писать комедийные сценарии или играть смешные роли, чтобы оказаться на стриминге. Netflix может выпустить концерт стендаперши Ханны Гэдсби и увековечить ее имя на киноплатформе. К тому же стендап-комедия оперативнее обрабатывает современные темы — феминизм, секс, инфоповоды. Кино все же слишком долгий процесс в условиях быстро меняющейся реальности.
Наконец, третья причина — это движение #MeToo и новая этика. В 00-е на постмодернизм наслоился сортирный юмор. «Плохой Санта», «40-летний девственник», «Добро пожаловать в Zомбиленд» — все эти фильмы несомненно были смешными. Но сейчас они наверняка вызывают недоумение именно из-за своего юмора. Новая этика дала нам понять, что шутки про меньшинства, болезни и смерть могут сильно задеть тех, кто становится объектом шутки. Американская комедия пока что не может быть такой же гибкой и разнообразной, как стендап. И если жанр не умирает, то по крайней мере берет паузу.
Приятная новость: комедии исчезли не навсегда
И все же говорить об окончательном исчезновении комедии пока что рано. Да, оригинальных комедий в чистом виде не встретишь. Но взгляни на киновселенную Marvel. В одном фильме юмор легко соседствует с драмой и экшеном — вспомни хотя бы «Стражей Галактики». А все те же стриминги бьют рекорды по просмотрам благодаря ситкомам. Причем не только сериалами из прошлого вроде «Друзей» или «Офиса». Но и благодаря новым творениям вроде «Приколистов на дороге» или «Друзей по отпуску».
Так что, классическая комедия скорее переместилась с больших экранов на стриминги. Или же стала частью многожанровых киноисторий.
Вот 3 причины, почему с экранов исчезли классические американские комедии:
Комедия в классическом понимании — очень сложный жанр. Снимать, как раньше, уже нельзя. Современный зритель слишком искушен новинками и обилием контента. А новые формы комедия пока что не нашла или не придумала.
Для современных сценаристов и комиков интернет кажется более привлекательной площадкой, чем кинотеатр. Здесь можно быстрее стать популярным и даже оказаться на киноплатформе. Кроме того, стендап быстрее обрабатывает нашу реальность, чем долгий кинопроцесс.
Голливудский юмор всегда отражал нравы общества. Новая этика завела классическую американскую комедию в тупик. Многие шутки просто стали неприемлемы в новых реалиях.