Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему Щукин полюбил творчество Матисса?

У Анри Матисса, как и у многих художников, были проблемы с заработком. Кроме того, живописца обзывали «бесформенным», «наглым», «нахальным недоучкой, взбитым парижской рекламой». Коллекционер Сергей Щукин не только помог Матиссу финансово, но и стал его покровителем.

Время чтения: 3 минуты.

Приложение для саморазвития. Скачать

Нашли друг друга

Сергей Щукин впервые познакомился с творчеством Анри Матисса в 1906 году, когда увидел в Салоне независимых картину «Радость жизни». На ней были изображены танцующие и музицирующие герои на фоне пейзажа. Коллекционер попросил устроить ему встречу с художником этого полотна. На тот момент Матисс пытался продать свои работы, но попытки были безуспешны, и семья существовала на средства жены. Появление Щукина в жизни живописца все изменило — Матисс нашел в нем «идеального патрона», а коллекционер «художника будущего». В течение семи лет они успешно сотрудничали.
Щукин полюбил живопись Матисса с первого взгляда. Он купил 37 полотен и отправил художнику такое же количество писем. Работы коллекционер приобретал в мастерской и брал даже незаконченные. Помимо щедрого покупателя живописец получил и контракт с галереей Бернхейм-Жен. Галерее присваивалось эксклюзивное право на все работы Матисса по фиксированной цене в соответствии с форматом и процентом от прибыли.
Стоит отметить, что в договоре была важная деталь. Полотна величиной больше, чем указано в контракте, художник мог продавать сам. Именно поэтому у Щукина оказалось много картин размера панно.

Плодотворное сотрудничество

По воспоминаниям Матисса, Щукин пришел к нему в мастерскую во Франции и решил купить «Натюрморт с супницей». Коллекционер сказал, что подержит картину какое-то время: «Если она все еще будет интересовать меня, то я оставлю ее за собой». В итоге картина приглянулась Щукину и не утомила его. Когда коллекционер посетил мастерскую художника первый раз, он купил только две литографии и рисунок. Позже живописец уже отправлял рисунки с изображениями картин, заказанных Щукином, в письмах. Они приходили в московский особняк.
Творчество Матисса менялось — он отошел от серебристо-серых оттенков и начал писать в бирюзовых, розовых, зеленых цветах. Коллекционер сразу почувствовал эти изменения. В итоге живописец стал лидером фовистов. Для художников-фовистов характерны использование ярких красок и экспрессивность.

Художник, который пишет сам по себе

Торговцы, которые задешево купили картины Матисса до его популярности, стали предлагать их Щукину. Среди них были Эжен Дрюэ и Берта Вейль.
В 1906 году художник отправился в Алжир и привез оттуда молитвенные коврики, которые купил на базаре. Черно-бело-желто-красный ковер изображен на нескольких натюрмортах, которые живописец создавал летом в Коллиуре. Стоит отметить, что и Матисс, и Щукин любили ткани. Художник собирал их еще со студенчества, а коллекционер был главой фирмы по торговле текстилем.
Щукин заказывал у Матисса панно для столовой и просил его написать в синей гамме, чтобы оно контрастировало с ярко-желтыми картинами Поля Гогена. Все лето живописец работал над большим натюрмортом. Когда он закончил его писать, Амбруаз Воллар и Эжен Дрюэ сфотографировали «Гармонию в голубом». После этого Матисс переписал полотно и превратил его в «Гармонию в красном». Художник объяснил это тем, что первоначальный вариант показался ему недостаточно декоративным.
2023-11-14 19:34 ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО