До конца акции осталось:
Исполни мечту — подари обучение. Выбери курс в подарок
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Философия Серена Кьеркегора: основные идеи

Серена Кьеркегора многие считают первым философом-экзистенциалистом. Основная позиция его философии — абсолютная свобода личности. А как она выражается, и в чем суть его идей? Рассказываем в статье.

Время чтения: 3 минуты.

Приложение для саморазвития. Скачать

Кьеркегор на смену Гегелю

Серен Кьеркегор считал себя христианином, а не философом. Он хотел понимать божественное, поэтому олицетворял религиозную философию. Мыслитель постулировал ценность и важность конкретного человека.
Кьеркегор один из первых философов показал альтернативу абстрактному мышлению Гегеля. Если для Гегеля философия — это способ самопознания абсолютного духа, то для Кьеркегора философия — это страсть философствования. Философия неотделима от человека, который мыслит. По мнению Кьеркегора, истина субъективна. Ее нельзя познать, а можно только пережить.
Мыслитель говорит, что в природе род довлеет над личностью, а в человеке наоборот — личность над родом. Человек является единственным существом, которое не довольно своей природой, и которое хочет эту природу изменить. Это и делает нас людьми, по мнению Кьеркегора.

Философ-христианин

Для Кьеркегора важно, что его теория завязана на христианстве. Если язычество предлагает коллективный опыт ритуала, то христианство — это опыт конкретной души. Философ говорит, что настоящий смысл, познание возможны всегда только как субъективное. Мыслитель считает, что как только философия пытается убрать личностное, субъективное, говоря о силе объективного знания, в этом момент и разрушается настоящая философия.
По мнению Кьеркегора, «истину нельзя знать или не знать. В истине можно быть или не быть. Истина — это не то, что ты знаешь, истина — это то, что ты есть».
Истина — это субъективность и страсть. Она обретает не исторический характер, а ценность личностного переживания.

Начало экзистенциальной философии

Кьеркегор пытается вернуть философии истинность проживания, а не просто абстрактное мышление. Возвращение мыслящего начала завязано с христианством. Это религиозный человек, который ищет Бога. Но он ищет Бога не как абстрактный принцип всего, человек делает это в своем конкретном религиозном переживании. Любая религия предполагает опыт субъективной личной веры. Вера — неотъемлемая часть религии.
Когда Кьеркегор находит «Я», то есть экзистенцию, он говорит не просто «я есть», а «я знаю, что я есть и я знаю, кто я». Здесь важен двойной акт рефлексии, с него и начинается экзистенциальная философия. По мнению мыслителя, экзистенция — это свобода и возможность, возможность также не выбрать, остаться парализованным перед угрозой небытия выбрать и погибнуть.
Уже в XIX веке Кьеркегор подчеркивает, что несчастье нашего времени именно в том, что оно стало нетерпеливым «временем», которое не желает и слышать о вечности».
ФИЛОСОФИЯ