Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Что вы не заметили на картине Марка Шагала «Над городом»?

Эта работа стала визитной карточкой художника и символом блаженного состояния влюбленности. Когда кажется, что не идешь по привычной улице, а летишь над повседневностью. Давайте рассмотрим картину более внимательно, чтобы обнаружить интересные детали и символы, которые вы могли упустить.
Время чтения: 3 минуты.

Приложение для саморазвития. Скачать

Любовь в воздухе

Первое, что бросается в глаза — парочка, парящая над городом в объятиях. Героями картины стали сам Марк Шагал и его единственная возлюбленная — супруга Белла Розенфельд. Шедевр был написан в 1918 году, спустя 9 лет после их знакомства. На тот момент у пары уже были дети и годы семейной жизни за плечами.
Марк Шагал и Белла Розенфельд

Воспарить над невзгодами

Картина была написана в годы революции. Город Витебск, изображенный на ней, — полноправный участник сюжета. Благодаря ему хорошо виден контраст между тяжелыми внешними обстоятельствами и внутренней гармонией, которая царит в сердцах двух влюбленных.
Это состояние отстраненности, спокойного созерцания и смирения с естественным ходом времени.
Белый храм, кособокие деревянные домики. Чтобы подчеркнуть насмешку над провинциальным бытом тех лет, художник изображает на картине зеленую козу и практически в тон ей мужичка со спущенными штанами. Приглядитесь! Они там точно есть.
М. Шагал. «Над городом», 1918 год

Одним целым

Интересная и неочевидная деталь — у Марка и Беллы на картине по одной руке. Две фигуры буквально сливаются в одну, что символизирует глубокую привязанность и душевную близость. При этом мужская фигура написана в стиле кубизма с обилием острых контуров, тогда как женщина прорисована детализировано и тонко с помощью плавных линий. Это указывает на взаимодополнение двух противоположностей: мужское и женское начало.

Цвет

Цветовая палитра, используемая художником, помогает нам почувствовать общую атмосферу картины. Синее платье Беллы говорит о романтичности, а зеленая рубашка Марка — о жизнелюбии и уверенности. Яркие тона выделяются на фоне серых оттенков подернутого дымкой неба.
Витебск не выглядит слишком мрачно и устрашающе за счет вкрапления желтых, красных и зеленых красок. Да, городок затянул туман исторических обстоятельств, но это родное и милое сердцу художника место.
«Над городом» — волшебный, сказочный сюжет, который разворачивается среди обыденности. Это нежное, ироничное, полное любви послание художника.
ЖИВОПИСЬ