Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как Европа влияла на православие в России до Петра I

Православие и Европа — казалось бы, в чем связь? На самом деле на религию в России сильно повлияли европейские идеи, причем даже до правления Петра I. Только на Юго-Западную Русь они оказали прямое воздействие, а на Москву — опосредованное. Цари учитывали, что происходит в других странах, и стремились подчинить церковь. Давай посмотрим, как европейские тенденции меняли православие на русских землях. Начнем с самого Крещения Руси и доберемся до петровских времен.
Время чтения: 11 минут.

Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении

Могла ли Древняя Русь принять западное христианство, а не восточное?

Прозвучит странно, но Русь имела все шансы стать католической страной. И римские, и константинопольские священники считали важным делом распространение веры. Многие хотели, чтобы население такого большого и мощного Древнерусского государства исповедовало их религию. Для этого западнохристианские епископы даже приезжали.

Мы знаем, что в итоге князь Владимир крестил Русь по византийскому образцу. Еще раньше его бабушка Ольга приняла христианство в Константинополе. Но вот интересный факт: княгиня угрожала византийскому императору пригласить на Русь римских епископов. Так она хотела его подловить и оказать давление. Ольга даже писала правителю Священной Римской империи с просьбой отправить на русские земли пару священников. И действительно, в 961 году прибыл монах Адальберт Магдебургский. Из этого ничего не вышло. В планы Ольги он не вписывался, а Святослав, сын княгини, хотел остаться язычником и переехать на Дунай. Пришлось Адальберту возвращаться домой без результатов. Правда, он успел обратить в христианство полабских славян, но это уже другая история.

Конечно, римские христиане не остановились на этом. Вторую попытку обратить Русь в католичество европейцы предприняли, когда киевским князем стал Ярополк. Это брат того самого Владимира Святого. Он глубоко интересовался христианством и Западной Европой, наладил контакты с императором Оттоном II — одним из важнейших людей того времени. Это почти то же самое, что сегодня общаться с президентом США. В 973 году киевские послы даже отправились в Священную Римскую империю на торжественное мероприятие. Они посетили имперский съезд в Кведлинбурге — пасхальную встречу императора с высшей знатью. Представь, язычники поехали на Пасху. Точных сведений нет, но есть вероятность, что кто-то из послов принял западное христианство.

Хотя Ярополк тоже приглашал епископов на Русь, мы не можем утверждать, что он планировал принять католичество. Нет доказательств и тому, что князь сам крестился. Определенно, он интересовался западной религией. Если бы Ярополк остался править, история пошла бы совсем по другому пути. Представь, где-нибудь под Владимиром и Ярославлем вместо православных церквей могли стоять настоящие готические соборы, как в Польше и Чехии. Но реальность сложилась иначе: Ярополк проиграл в междоусобной войне брату Владимиру, и тот крестил Русь по восточному образцу.

Юго-Западная Русь и влияние Речи Посполитой

Русские княжества занимали огромные территории от границ с Венгрией до Новгорода. Поэтому в период раздробленности религия здесь тоже начала меняться. Западные земли подпали под влияние католической Польши. Это стало особенно заметно, когда Монгольская империя покорила Русь. На этих землях появились многоконфессиональные города, а Речь Посполитая пыталась навязать местному населению католицизм.

Одним из наиболее ярких правителей Западной Руси стал Даниил Романович, князь Галицкий и Волынский. Он потратил десятки лет, чтобы объединить и укрепить княжество. Даниил боролся за земли с польскими и венгерскими дворянами и даже добился прав на австрийский престол для своего сына Романа. Забавно, если бы в конце концов Австрией правили не Габсбурги, а Рюриковичи, правда?


С приходом монголов Даниил мог потерять все, поэтому он заключил союз с западноевропейскими правителями против кочевников. В 1253 году папа римский даровал князю титул «короля Руси». Как ты понимаешь, получить такое звание — это очень почетно. Но случилось это не просто так, а с целью обратить западнорусские земли в католичество. Добиться планов не удалось: Даниил успешно уклонялся от обязательств. В итоге поплатился за это. Победить монголов не вышло, а земли Юго-Западной Руси оказались под контролем Польши и Великого княжества Литовского. Одни города стали католическими, другие — многонациональными и многоконфессиональными, третьи — остались православными.

Последняя попытка Западной Европы повлиять на религию Руси произошла, когда Москва стремительно объединяла вокруг себя раздробленные княжества. Еще в 1439 году Византия, которая находилась на пороге краха, начала искать союза с католическими странами против османов. Константинопольские священники вынужденно подписали так называемую Флорентийскую унию. Они признали верховенство Римской церкви и договорились устранить разногласия в догматах. Правда, на помощь так никто и не пришел. Простые люди и священники отказались от унии и не ходили на богослужения к тем, кто устроил раскол. Хотя к союзу присоединилась Литва, многие ее жители все равно оставались православными. Эти события повлияли не только на Западную Русь. Ведь именно Флорентийская уния послужила тому, что московские князья избрали собственного митрополита и получили церковную независимость.
Этот период стал одним из важных в истории России. Дело в том, что с самого крещения предстоятеля Русской церкви выбирали в Константинополе. Местные князья не могли повлиять на то, кому перейдет управление религией. Чтобы стать митрополитом, приходилось ездить в Константинополь и просить разрешения у патриарха. Догадываешься, что это значит? Церковь — один из столпов жизни людей того времени. Ей принадлежали большие богатства и территории. Священники имели огромный авторитет в обществе. Выходит, что одну из главных фигур в государстве выбирает иностранец из Константинополя. Конечно, это не устраивало русских князей. Но возможность получить автокефалию, то есть церковную независимость, не появлялась.

И вот Византийская империя потерпела крах от турок-османов. Хотя патриарх никуда не исчез, Русь перестала учитывать его мнение. Уже в 1448 году Москва избрала митрополита и стала самостоятельно вести церковную политику. Это касалось только Великого княжества Московского. Ситуация в западнорусских землях сложилась иначе.

Попытки искоренить православие в Литве не прекратились, а лишь усилились, когда Литва и Польша объединились в Речь Посполитую.
В итоге в 1596 году епископы заключили Брестскую унию, и появилась Униатская грекокатолическая церковь. Униаты признали власть папы римского, изменили обряды. Это соглашение стало поворотной точкой в истории Юго-Западной Руси. Правители Речи Посполитой сделали эту церковь единственно возможной для православных и применяли любые средства, чтобы навязать ее людям. Приходы закрывали, священников сажали, людей заставляли менять веру. Религиозный вопрос стал политическим. Жители этих земель воспринимали друг друга как часть одного народа и боролись за права. Насильственное насаждение веры привело к попыткам западнорусских земель отделиться от Речи Посполитой, получить независимость или сблизиться с Московской Русью.

Как мы видим, идеи из Речи Посполитой оседали на православных землях. Они выступали своеобразным фильтром, через который европейские тенденции проникали в Москву.

Как протестантизм и Реформация повлияли на Русь

Одной из главных причин протестантской Реформации стало стремление светских правителей избавиться от контроля папы римского. Такие идеи существовали в Европе всегда: еще в XI–XII веках Священная Римская империя боролась с папой за так называемую инвеституру, то есть право самому назначать священников. Во время Реформации это желание усилилось. Похожие идеи распространялись и в России. В результате в XVII веке царь полностью взял под контроль церковь.

В XVI веке в Европе началась Реформация. Мартин Лютер запустил процесс необратимых изменений в христианстве. В Англии, чтобы не подчиняться папе римскому, образовали собственную церковь. Ее главой стал монарх. В Европе начались религиозные гонения на протестантов. Некоторые даже бежали в Россию. Для них в Москве появился специальный район.

Да, раньше иностранцы не могли жить там, где захочется. Первая Немецкая слобода появилась в Москве при Василии III. Князь сформировал почетную стражу из наемных чужеземцев и выделил им для поселения земли в Замоскворечье. Почти за 200 лет до правления Петра I русские князья приглашали в страну опытных и умелых специалистов из-за рубежа. С началом религиозных конфликтов в Европе в Россию стали приглашать и протестантов. Но в 1571 году крымский хан Девлет-Гирей напал на Москву и сжег Немецкую слободу дотла. Иностранцам отвели новое место — рядом с устьем Яузы. Царь позволил приезжим свободно торговать, чтобы обеспечивать себя. Слобода быстро разрасталась и богатела, пока в 1578 году не произошел погром. Возможно, приказ отдал сам Иван Грозный.

После этих событий новых гостей привлекал и Борис Годунов, и первые Романовы. Правда, возникала одна проблема: иностранцы не очень-то хотели принимать православие. Поэтому их выселили далеко за черту города. Да-да, престижный район, который находится почти в центре Москвы, в XVII веке считался захудалой деревушкой в глуши.

Заметим, что идеи контроля над церковью возникали не только у правителей-протестантов. Мы привыкли считать, что папа римский — глава всех католиков. Но это совсем не устраивало Францию. Она долго боролась за контроль над религией в своих землях, короли могли выбирать епископов самостоятельно. Что уж говорить, в XIV–XV веках у французов вообще появился собственный папа римский. И не так, что папой стал французский священник, и король мог на него влиять. Это буквально был папа, который сидел в Авиньоне и контролировал половину Европы: от Испании до Сицилии.

Эти веяния в конце концов дошли до России. И уже весь XVII век русские цари самостоятельно выбирали патриархов. Формально решение должен был принимать церковный собор, но его мнение, конечно, не учитывалось. Первый царь из династии Романовых, Михаил Федорович, еще следовал советам отца — патриарха Филарета. Но уже его сын Алексей Михайлович начал подчинять священнослужителей государству. По примеру европейских правителей русские цари выбирали главу церкви, а собор лишь утверждал кандидатуру.
При Федоре Алексеевиче эта политика продолжилась. Петр I решил довести дело до конца и уничтожил титул патриарха. Но он не смог бы этого добиться без многолетнего влияния русских царей на религию. А это напрямую связано с европейским участием.

Как ты видишь, в религиозных делах Петр не стал новатором, а лишь ускорил процесс, который уже начался на русских землях. Вряд ли бы он справился без той работы, которую проделали его отец Алексей Михайлович и брат Федор Алексеевич. Именно они подчинили церковь государству и сделали ее служительницей царя.
Литература:

  • Петрушко В. «Очерки по истории Русской Церкви. С древнейших времен до середины XV в.». Москва, 2022
  • Дмитриев М., Флоря Б., Яковенко С. «Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI — начале XVII в.». Москва, 1996
  • Абеленцева О. «Митрополит Иона и установление автокефалии Русской церкви». Санкт-Петербург, 2002
Автор: Михаил Дудченко, историк (МГУ), экономист (НИУ ВШЭ)
2025-02-06 18:30 ИСТОРИЯ