Роман обвиняли в безнравственности, Уайльд же утверждал, что произведение искусства нельзя оценивать с точки зрения морали. Сегодня мы постараемся разобраться, в чем истинный смысл «Портрета Дориана Грея» и как творчество Уайльда воплотилось в его жизни.
Автор: Кирилл Сивков
Время чтения: 3 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать
Что такое эстетизм?
Обычно мы пролистываем предисловие, торопясь перейти к сюжету книги. Однако в случае с «Портретом Дориана Грея» это было бы ошибкой: предисловие романа — это манифест эстетизма, раскрывающий замысел автора.
В нем Уайльд пишет о том, что Красоту (именно так — с заглавной буквы) нельзя определять категориями нравственности или безнравственности — она должна быть лишена этической оценки. Красота ценна сама по себе. Писатель раскрывает идею о зыбкости нравственных постулатов и бессмысленности социальных табу. Для него нравственности нет — есть только понятие о красоте: эстетические ценности преобладают над этическими.
Оскар Уайльд был крупнейшим идеологом эстетизма. Это было новое направление в искусстве, вызывающее живой интерес у современников писателя. Уайльда даже приглашали в США с публичными лекциями, хотя на тот момент он еще практически ничего не написал. По существу, его знали только по скандальному поведению и остроумным афоризмам, которые передавались в Лондоне из уст в уста. Сам писатель был воплощением идеологии: он жил в соответствии со своими взглядами.
Оскар Уайльд предваряет собой литературу XX века. Сделав основой творчества эстетические идеи, он наметил тот разрыв между литературой реализма и модернизма, который произойдет в будущем столетии. После Уайльда литература не могла быть прежней: многие писатели стали создавать собственные художественные концепции. Количество литературных манифестов увеличилось в разы.
Новый гедонизм
Выразителем авторских идей в романе становится лорд Генри. Его главным жизненным правилом становится жизнь ради получения чувственного удовольствия. Он утверждает:
Новый гедонизм — вот что нужно нашему поколению. Было бы трагично, если бы вы не успели взять все от жизни, потому что юность коротка.
Так, в романе постулируются законы общества потребления: не нужно думать о будущем — нужно брать от жизни все. Жизнь коротка, красота быстротечна. Единственное, что можно противопоставить смерти, — это жизнь в моменте.
Эта мысль проходит через многие тексты Уайльда. Например, в сказке «Соловей и роза» соловей вынужден пожертвовать жизнью, чтобы розовый куст расцвел прекраснейшим цветком. Он должен петь всю ночь, прижавшись грудью к шипу. В итоге соловей погибает, а прекрасная роза, обагренная его кровью, попадает под колесо телеги.
Этот же мотив мимолетности и в то же время самоценности красоты воплощен в сюжете, напрямую связанном с «Портретом Дориана Грея». В стихотворении в прозе «Поклонник» рассказана история о смерти Нарцисса. Ручей там оплакивает не смерть юноши, который смотрелся в его воды, а себя, так как теперь не сможет видеть в его глазах своего отражения. Красота зацикливается сама на себе.
Таким образом, «Портрет Дориана Грея» является продолжением многих сказочных сюжетов Уайльда.
Дориан Грей и Фауст
Тот сюжет, который разворачивается перед нами в «Портрете Дориана Грея», явно связан и с гетевским «Фаустом». Сравним: и Дориан, и Фауст подвергаются искушению земными страстями; и Дориан, и Фауст разрушают судьбы тех, кого любят, — Сибилы Вэйн и Маргариты; и Дориан, и Фауст становятся заложниками идей. Наконец, оба героя движимы борьбой со скукой. Однако между ними есть и важное различие: Фауст стремится к познанию, а Дориан — только к наслаждению.
Вследствие этого принципиально различны и финалы этих произведений. Если Фаусту прощается все зло, которое он совершил, то Дориан Грей погибает, так и не придя к просветлению. Ища чувственных наслаждений, он проходит точку невозврата, когда удовлетворение плотских желаний окончательно подменяет собой жизнь духа. Возвращение к прежней гармонии души и тела оказывается для него невозможным.
Так, параллель с трагедией Гете возвращает нас к нравственным категориям блага и зла, от которых Уайльд пытается уйти.
Как жизнь подражает искусству?
В эссе «Упадок искусства лжи» Уайльд выражает убеждение в том, что жизнь сама по себе очень скучна, во многом неприятна и уродлива. Поэтому изящная ложь — это главная цель любого искусства. По его же словам, «жизнь подражает искусству в гораздо большей степени, чем искусство подражает жизни».

«Подражая искусству», Уайльд испытал на себе многое из того, чему подверг своего героя Дориана Грея. Все это привело его к смерти в возрасте 46 лет. Здоровье писателя было разрушено сифилисом, которым он заразился еще в молодости, с годами Уайльд превратился в обрюзгшего, плохо одетого, одинокого мужчину. В нем никто не мог узнать прежнего блестящего денди. Так реальность романа действительно стала реальностью самой жизни.
Манифест или роман воспитания?
Кажется, что вся книга опровергает положения эстетизма, изложенные Уайльдом в предисловии. Он пытается снять с поступков маркер нравственности/безнравственности, призывает не оценивать их с точки зрения морали и провозглашает абсолютное избавление от категорий этики. Но при этом иллюстрирует, как жизнь ради наслаждений уничтожает человека. Эстетика оказывается неразрывно связана с этикой: красота Грея, изображенного на портрете, напрямую зависит от его поступков.
Таким образом, «Портрет Дориана Грея» — это роман о мимолетности жизни и испытании смертью. Сочиняя манифест эстетизма, писатель создал роман воспитания, показав, как идея о бесконечном потреблении разрушает человеческую личность.
А как вы понимаете роман Уайльда? Что думаете о взглядах писателя?
