Виктор с детства занимался искусством, и родители мальчика уже тогда подумали, что его основным занятием будет рисование. Цои отдали ребенка в художественную школу. Всё шло вполне неплохо: сначала юный Виктор преуспевал в школе, параллельно неплохо проявлял себя в художке. Но музыка неизбежно проникает в его жизни — в 8 классе он создал первую группу, начал запираться в ванной с гитарой, чтобы родители не слышали, как он играет. Тогда от порядочного ученика не осталось ничего, но художник внутри Цоя не умер.
Он поступил в художественное училище им. В. Серова, директор которого позже говорил только одну вещь: «Цой всех достал». За неуспеваемость и регулярные прогулы Виктора отчислили, но он любил говорить, что это было его решение: «Помню, хотел тогда стать художником, поступил даже в художественное училище, которое, кстати, в скором времени бросил. С точки зрения пользы, это была неудачная попытка, потому как ничему меня там не научили, даже испортили во многом». Отчасти Цой прав — он осознанно прогулял почти целый год до своего отчисления, полностью отдаваясь музыке.
Однако была и вторая попытка: Цой поступил СГПТУ-61 на специальность резчика по дереву. Там Цой проявил больше энтузиазма: начал вырезать традиционные для многих народов фигурки, дарить друзьям самодельные деревянные пепельницы. Недолго после выпуска Цой поработал реставратором (общее место для наших панков — после Цоя этим занимались и совсем юные Михаил Горшенев и Андрей Князев).
Как Цой заставлял окружающих краснеть
Перфомансы Виктора Цоя — это не то реальные художественные акции, не то просто приколы с друзьями. Но даже если трактовать это как шутки, то они были весьма непростыми в исполнении. Еще в училище Цой вырезал из дерева деревянный фаллос, с которым любил прогуливаться и протягивать незнакомым девушкам. Дальше художник был уже более элегантен, но всё равно не изменял себе.
Антон Галин рассказывал, как они с Цоем коротали время: например, ловили голубей на хлеб и красили яркой гуашью, а потом отпускали. Или включали похоронный марш мужикам возле пивных ларьков. А еще нашли на помойке чемоданы и ходили с ними, притворяясь туристами из Львова.
Друзья прозвали Виктора «одноногим Хендриксом» из-за неудачливости: убегая от милиции, Цой прыгнул в подземный переход и сломал ногу. Увидевшая это дама упала в обморок. Как-то раз край его пальто застрял в эскалаторе и Цой упал головой вниз. Ну а на традиционных панковских собраниях он, конечно же, выступал голым.
Как Цой предсказал свою смерть
Еще в Серовском училище Цой начал рисовать «рожи» — так его искусство окрестили преподаватели. В реальности же Виктор стал, вероятно, самым известным неоэкспрессионистом СССР — его квадратноголовые человечки очень напоминали работы культового поп-арт художника Кита Харинга. В своих рисунках Цой часто изображал близкую ему действительность — музыкальные концерты, попойки с друзьями, одиночество.
Цой часто занимался художественным оформлением для своей группы. Например, он рисовал афиши и плакаты для «Кино», а также второй вариант обложки для альбома «Начальник Камчатки». Цой изобразил японского малыша, который держит в руках синтезатор. Вариант забраковали.
Наконец, Виктор Цой нарисовал семь картин, в центре которых была дорога, причем примерно за полгода до смерти — поэт умер автокатастрофе, когда предположительно уснул за рулем. Наверное, самой «цоевской» картиной была та, которая так и не появилась — 1989 году «Новые художники» пригласили Виктора поучаствовать в их выставке. Цой отправил туда холст, на котором вывел: «Картину написать не успел».