Фильм «На последнем дыхании» — классика французского кино, снятая Жан-Люком Годаром в 1960 году. Почему тебе стоит его посмотреть? Рассказываем в статье.
Время чтения: 4 минуты
Сюжетная линия
Молодой бунтарь и мелкий преступник Мишель Пуакар (Жан-Поль Бельмондо) угоняет машину в Марселе и по пути в Париж случайно убивает полицейского. В Париже он встречает свою давнюю подругу, американскую студентку Патрицию Франкини (Джин Сиберг), которая продает газеты на Елисейских полях. Мишель пытается скрыться от полиции, продолжая свои преступные дела, и уговаривает Патрицию поехать с ним в Италию.
Патриция, которая ничего не знает о преступной деятельности Мишеля, постепенно начинает сомневаться в своих чувствах к нему, но все же соглашается помочь. Полиция активно ищет Мишеля, и его отчаяния усиливается.
В конце концов Патриция, осознав, что не может связать свою жизнь с преступником, предает Мишеля и сообщает о его местонахождении полиции. Мишель пытается убежать, но получает смертельное ранение. В последние моменты своей жизни он идет по улице, теряя сознание и падая, в то время как Патриция наблюдает за ним издалека. Его последние слова к Патриции оставляют ее в состоянии глубокого смятения.
Значение для мирового кино
Фильм исследует темы молодости, бунтарства, любви и предательства. «На последнем дыхании» известен своим новаторским стилем, включая использование ручной камеры, натурных съемок, быстрых монтажных склеек и импровизированного диалога. Эти техники, а также харизматичная игра Жан-Поля Бельмондо и Джин Сиберг, сделали фильм культовым и оказали огромное влияние на последующие поколения кинематографистов.
Годар позволял актерам импровизировать на съемочной площадке и просто жить перед камерой. Эффект «легкой камеры», который подразумевал использование ручной камеры, облегчавшей работу оператора, был против статичных кадров и выхватывал живые моменты. Другим характерным приемом был «джамп-кат» — монтажная склейка, при которой два последовательных кадра одного и того же объекта снимаются с позиции камеры, незначительно отличающейся от позиции на предыдущем кадре, или вовсе с точно такого же ракурса. Такой прием позволяет совершить небольшой прыжок во времени. Также фильм отличает рваный, обрывистый монтаж, зеркалящие друг друга кадры и эффект длительной съемки главных героев со спины — так мы как будто следуем за персонажами по пятам.
Из статьи ты узнал (-а), что:
- Фильм Жан-Люка Годара «На последнем дыхании» рассказывает историю отношений молодого преступника и его американской подруги, которые выясняют чувства на фоне преследований полиции
- Годар использовал эффект «легкой камеры», натурные съемки, прием «джамп-кат», а также поощрял импровизацию актеров, чтобы сделать фильм максимально реалистичным
А давай поглядим, как кино в России отличается от французского! В саммари «Российское кино: не только депрессия» мы за 15 минут рассказываем о различиях между старой и новой школой, доказываем, что советское кино может быть крутым, и даем список из 10 фильмов для вечернего просмотра.
Можешь подписаться на Интроверта за 300 рублей в месяц, чтобы первым смотреть лучшие саммари о кино, литературе, психологии и искусстве. Либо покупай одно саммари за 99 рублей. Все еще сомневаешься? Тогда держи промокод BLOG30 и кайфуй от саморазвития 30 дней за 0 рублей.
К другим представителям французской новой волны относят «Четыреста ударов» Трюффо:
Почему «400 ударов» — важный фильм о детстве?