Если вы испытываете стыд за то, что не всегда можете понять мотивы и цели писателей, чьи книги прочитали, то можете не переживать. Подобный подход — не единственный возможный и не всегда правильный. В статье разбираемся, почему.
В литературоведении есть несколько методов анализа текстов, один из них — биографический. Этот метод подразумевает, что на творчество автора влияют события, произошедшие с ним.
Классический пример: мать Ивана Тургенева всю жизнь отвратительно относилась к своим крепостным, и писатель с детства ненавидел этот факт. Поэтому в своем творчестве он часто затрагивал тему нелегкой судьбы русского крестьянства (повесть «Муму»).
Соответственно, для полного понимания произведений автора необходимо хотя бы поверхностно ознакомиться с его биографией. Литературный критик Ролан Барт не согласился с этим подходом к интерпретации текста.
Почему автор умер?
Эссе Барта «Смерть автора» впервые вышло в 1968-м. Работа сразу широко распространилась в самиздате и обсуждалась французскими студентами. В эссе Барт спорит с литературоведами Ларсоном и Сен-Бёвом, которые в своих анализах уделяли пристальное внимание личностям авторов.
В «Смерти автора» Барт утверждает, что личность писателя, его судьба, политические взгляды и проч. не имеют значения при интерпретации его текстов. Барт признает точность этого метода, но отвергает саму идею присваивания тексту только одной интерпретации — авторской.
Барт уверен, что любой текст уже цитирует другие тексты, соответственно, интерпретаций уже может быть несколько. По Барту у любого текста столько же смыслов, сколько и читателей, потому что каждый человек, прочитав произведение, наделяет его уже своим смыслом через призму собственного читательского опыта.
Каждая книга рождается заново при каждом новом прочтении. И если литературоведы и критики не могут полностью отказаться от биографического метода по долгу службы, то люди, читающие для себя, могут спокойно это сделать.
Влияние эссе
«Смерть автора» существенно повлияла на развитие европейского структурализма и постструктурализма. Для литературоведческого постструктурализма особенно важен метод деконструкции. Деконструкция нацелена на поиск новых, ранее незамеченных смыслов — т.е. деконструктивистам не важен смысл, который вложил в текст автор,наоборот, для них ценен свежий взгляд на текст.
Идея Барта вышла за пределы литературы и может быть применима в любом виде искусства. Некоторые авторы даже осознанно «убивают» себя. Например, Дэвид Линч ни разу так и не ответил на вопрос, о чем его фильмы. Режиссер снова и снова заявляет, что каждый зритель увидит в его творчестве что-то свое.