Время чтения - 4 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать
Автор: Анна Захарова,
лектор по направлению психология
Сегодня психологи все чаще используют термин «эмоциональное выгорание» .
Под этим понимается нарастающее эмоциональное истощение. Впервые этот феномен был описан в 1974 г. психиатром Фройденбергером.
Выделяют 2 степени выгорания:
1. «Легкое» — на уровне физиологической и психологической усталости. Симптомами в данном случае будут:
- раздражительность;
- расстройство сна (невозможность заснуть, либо длительный сон);
- снижение мотивации;
- чрезмерное напряжение.
Это относительно простое по своему течению состояние, которое быстро проходит, если вовремя дать себе возможность отдохнуть. Но если человек не восполняет энергию, то организм переходит в режим экономии сил.
Если человек ПОСТОЯННО испытывает:
- страх;
- бдительность в отношении чего-то, постоянное предчувствие негативных последствий;
- ощущение, что к нему предъявляют особые требования,
2. «Хроническое» выгорание. Хроническое выгорание характеризуется дополнительной группой симптомов:
- меняется отношение к людям (обычные требования окружающих воспринимаются как чрезмерные);
- снижается производительность (недовольство собой, бессилие, обесценивание собственных успехов).
Изначально, этот термин использовался применительно только к профессиональной сфере. В зоне риска были люди, чья трудовая деятельность связана с регулярным общением с другими людьми, эмоциональными переживаниями, большой ответственностью. Но сегодня все чаще этот термин используют и в отношении родительства.
Воспитывая детей, родители не могут рассчитывать на быстрые результаты. Ежедневная бытовая рутина, заставляет испытывать чувство проходящей мимо НАСТОЯЩЕЙ жизни.
И если вы уже нашли у себя симптомы выгорания, то чтобы избежать встречи с этим неприятным синдромом нужно:
- уменьшить цейтнот;
- делегировать обязанности;
- разделять ответственность;
- ставить реалистичные цели;
- критически рассматривать свои ожидания.
А вы когда-нибудь сталкивались с этим явлением? Наблюдали его у себя или у людей в своем окружении? Умеете вовремя поставить круговорот из обязанностей на паузу?