Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Чем известен Говард Лавкрафт

Говорят, что произведения Говарда Филлипса Лавкрафта — классика ужаса. И это чистая правда. Главное о писателе и его художественном мире — в этой статье.

Время чтения: 2 минуты 

Приложение для саморазвития. Скачать

«Лавкрафтовские ужасы»

Лавкрафт не просто классик, творчеством которого вдохновились известные мастера хоррора вроде Стивена Кинга и Клайва Баркера, а родоначальник целого поджанра с говорящим названием «лавкрафтовские ужасы». Они были написаны под влиянием готики в духе Эдгара По.
Для его произведений характерны такие черты:
  • Страх, который вызывает неизвестность
  • Беспомощность героев перед древним злом, их ничтожность перед ужасающей безграничностью Вселенной, космический страх.
  • Непривычные элементы ужаса в виде щупальцев, внутренностей, слизи.
  • Объединение мистики и научной фантастики.
«Лавкрафтовские ужасы» выделяются и хтоническими монстрами. Среди них самый популярный — Ктулху. Морское злое божество человекоподобной формы с головой осьминога. На спине у него — «недоразвитые» крылья летучей мыши. Покрыт он, конечно, мерзкой чешуёй. Источает смрад и слизь — и «выдавливает желеобразную безмерность».
Ктулху превращает сны людей в кошмары и ждёт своего часа, чтобы завладеть миром. Впервые этот монстр был описан в рассказе «Зов Ктулху» — там ему поклонялись оккультисты. Не менее загадочные, и не менее страшные — они устраивали оргии и жертвоприношения, организовывали «случайные» убийства.
null
Рисунок Ктулху от Лавкрафта. Здесь не такой уж и страшный!
Повествование заканчивается тем, что полубезумный и дрожащий от страха рассказчик надеется, что больше никто не узнает страшную правду. Монстры Лавкрафта как бы питаются боязнью неизвестного — непонятного, необъяснимого и непостижимого.

Кошмары и злость

При этом сам писатель никогда не был фанатиком. Он увлекался точными науками, а особенно — химией и астрономией. Он печатался в научных журналах и пытался поступить в университет Брауна, хотя из-за болезней и бесконечных пропусков не получил даже среднего образования.
Монстры для него не были чем-то священным или религиозным. Но обитали они не только в произведениях писателя. Лавкрафта всю жизнь мучили кошмары и галлюцинации. Именно те чудовища, что доводили его до нервного срыва, стали основой нового жанра.
Но откуда они взялись? Скорее всего, это смесь античных мифов, которые Лавкрафт полюбил с малых лет, романтической литературы и живой фантазии самого писателя.
К этому добавляется ещё и злость. Лавкрафт был ксенофобом. Он пренебрежительно отзывался об афроамериканцах, евреях, метисах и мулатах — обо всех, кроме представителей своей расы. Именно на этом безотчётном непонимании (и нежелании понять) другого существовали и его истории — в них злу поклонялись те, кого он ненавидел и боялся. Он никогда не высказывал своего отношения напрямую, но сыпал подробными ассоциациями в письмах. Неудивительно, что его стиль так пугает!

Жизнь после смерти

Жизнь Лавкрафта нельзя назвать радостной. Он страдал не только от кошмаров, нервных срывов и сонного паралича. Была у него и редкая болезнь под названием пойкилотермия. Это означало, что тело меняло температуру под температуру среды — да, прямо как у рыб и рептилий!
К тому же он жил в бедности. Пять лет подряд он не покидал своего дома. Его близкий друг покончил жизнь самоубийством. С женой, которая какое-то время содержала его, тоже не сложилось. А умер писатель от рака.
Лавкрафт писал много. Но издавались его рассказы в дешёвых палп-журналах. Он придумал невообразимое количество загадочных миров и чудовищ: Дагон, Глааки и Хастур, боги Азатот и Ньярлатотеп или Старцы, жившие до появления человека. Причём упорядочить придуманное он отказывался. В его представлении важен был первоначальный хаос. Но после смерти писателя его друг и коллега Август Дерлет систематизировал, отредактировал и издал произведения.
Так, Лавкрафт обрёл невероятную популярность после смерти, когда вышли его «Мифы Ктулху».

ЛИТЕРАТУРА