«Венера перед зеркалом» — это единственная из сохранившихся работ Диего Веласкеса, на которой изображена обнаженная женщина. Дело в том, что испанская церковь отрицательно относилась к написанию обнаженных фигур. Так в чем же смысл этого полотна? Разбираемся в статье.
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Олицетворение женственности
На картине «Венера перед зеркалом» мы видим Венеру с сыном Купидоном. Венеру считали самой прекрасной богиней античного мира. Героиня держит зеркало таким образом, чтобы она видела не только себя, но и того, кто смотрит на нее. Такой прием впервые использовал Тициан, когда работал над картиной «Венера с зеркалом». В зеркале сложно разобрать черты лица Венеры. Веласкес делает это намеренно, чтобы показать героиню как олицетворение женственности, абсолютной красоты. Она соединяет в себе черты всех женщин. На фоне холодных цветов ткани кожа героини выглядит нежной и бархатистой. Она подпирает голову правой рукой. Ее волосы заплетены в греческий узел. Стоит отметить, что раньше у полотна была черная рамка, за счет которой создавался эффект удвоения.
«Проклятие» картины
Художник написал «Венеру перед зеркалом» во время второй поездки в Италию. Если в первой поездке живописец копировал работы старых мастеров, то второй визит был исполнен благодаря испанскому королю Филиппу IV. Он попросил Веласкеса закупить итальянские предметы искусства для коллекции.
Искусствоведы считают, что художник остался в Италии дольше, чем предполагалось, из-за женщины. Хотя дома его ждала жена. Есть мнение, что на картине «Венера перед зеркалом» изображена его возлюбленная — Фламиния Трива. У Веласкеса и Фламинии была внебрачная связь, в результате которой родился ребенок. Его назвали Антонио.
У полотна была плохая слава. Его владельцы постоянно менялись. Первый хозяин картины после ее покупки потерпел неудачу. Его товары, которые он переправлял морем, затонули. Чтобы не потерять весь капитал, он продал «Венеру перед зеркалом». Но и следующему владельцу она не принесла удачу. После приобретения полотна его сразу ограбили охотники, а затем перерезали.
Акт вандализма
В конце XVIII века владелицей картины была герцогиня Каэтане Альбе. Именно она была моделью для полотен «Обнаженная Маха» и «Маха одетая» Франсиско Гойи. Герцогиня повесила три своих портрета в будуаре, где они находились до ее смерти. Затем «Венеру перед зеркалом» приобрел испанский премьер-министр и фаворит королевы Марии Луизы Мануэль Годой. В 1906 году работу купила Лондонская национальная галерея.
Однако в 1914 году суфражистка Мэри Ричардсон пронесла в галерею нож и испортила картину. Она считала, что полотно оскорбляет женщин, так как, по мнению, Ричардсон, Веласкес написал Венеру как сексуальный объект. Мэри отсидела несколько лет в тюрьме и даже написала книгу об акте вандализма. «Венеру перед зеркалом» удалось отреставрировать.