Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему память — главная тема в современной литературе?

Память — это ключевое направление современной литературы. Но почему так сложилось? Вот 3 причины, почему авторы обращаются к этой теме.

Время чтения статьи: 6 минут
Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении

Влияние постмодернизма

Постмодернисты полагают, что в искусстве ничего нового придумать нельзя и обесценивают устойчивые «истины», которые доминировали в литературе до середины 20 века. Постмодернистская литература часто сосредоточена на отдельных фрагментах реальности, в которых память становится гибким и субъективным элементом.

Например, немецкий писатель Винфрид Георг Зебальд в романе «Аустерлиц» показывает, что память — это не просто зафиксированный набор фактов, а сложное переплетение личностных и исторических факторов, которые могут быть искажены особенностями восприятия и мировоззренческими установками. Зебальд исследует, как воспоминания об исторических травмах — например, о Холокосте, — накладываются на личную память. Такой портрет прошлого получается очень сложным и противоречивым.
Неотъемлемой частью текста у Зебальда становятся фотографии. Они отвечают за невыразимый аспект памяти, то есть то, что нельзя облечь в слова. Неслучайно «Аустерлиц» занял 8 место в недавнем списке 100 лучших книг 21 века по версии The New York Times. Этот роман ярко воплощает современную тенденцию помещать тему памяти в центр своего произведения.

Получается, что тема памяти органично вписывается в постмодернистские представления о литературе. Более того, Зебальд включает в свои произведения фотографии, тем самым экспериментируя с формой своего романа, что тоже вполне в духе этого направления.

Память как элемент «новой искренности»

Память является тематическим атрибутом еще одного, более современного направления в литературе — метамодернизма.

Если постмодернисты говорят нам, что пора перестать искать глубокий смысл в произведениях искусства, то метамодернисты возражают против этого тезиса. «Новая искренность» подразумевает возвращение к гуманистическим ценностям и экзистенциальной проблематике. В этих условиях тема памяти обретает новый оттенок. Писатели стремятся осмыслить события прошлого, историю собственной семьи, и чувственно прожить ее. Самый наглядный пример в современной русской литературе — роман (или, вернее, романс) Марии Степановой «Памяти памяти». В книге писательница исследует свои русско-еврейские корни и приходит к выводу, что в этом рассказе невозможно поставить точку. Семейная история всегда сводится к истории отдельного человека. Степанова неоднократно говорила, что на написание «Памяти памяти» ее вдохновило творчество Зебальда. Это в очередной раз показывает, что обращение к теме памяти — не только индивидуальный порыв каждого писателя, но и тренд в современной литературе.

Таким образом, рефлексия над прошлым оказывается популярным мотивом в творчестве писателей метамодернизма. Это самое наглядное воплощение «новой искренности», и подтверждение этому мы находим в «Памяти памяти» Марии Степановой.

Осмысление катастроф XXI века

Другая причина, почему тема памяти оказалась востребована — потрясения, которые произошли в мире в относительно недавнее время.

История Америки разделилась на «до» и «после», когда произошли трагические события 11 сентября 2001 года. Почти три тысячи человек стали жертвами террористических атак в этот день. Память — ключевой инструмент осмысления травмы. И это мы видим в знаменитом романе Джонатана Сафрана Фоера «Жутко громко и запредельно близко». Сюжет строится вокруг девятилетнего мальчика Оскара, который через предмет — оставленный в вазе ключ — пытается восстановить связь с отцом, погибшим в теракте. Как и в случае с «Аустерлицем» Зебальда, важнейшим компонентом романа становятся фотографии. Это является наглядным примером ситуации, в которой «не хватает слов». Травма словно отказывается быть выраженной словами, зато она легко находит выход в визуальном искусстве. Роман «Жутко громко и запредельно близко» завершается серией фотографий, изображающих падение человека с одной из башен Всемирного торгового центра. Но Фоер выстраивает новый смысл: он меняет порядок фотографий, и падающий человек теперь летит вверх, и это символизирует надежду на исцеление от этой коллективной травмы.

Получается, что обращение к теме памяти в современной литературе вовсе не ограничивается рефлексией над трагедиями 20 века. Фоер превращает свой роман в сеанс коллективной психотерапии, фокусируясь на самом уязвимом — на чувствах ребенка, потерявшего родителя.
Теперь ты знаешь, почему полки в книжных магазинах заполнены романами, посвященными теме памяти. Вот 3 причины для этого:

Память стала ключевой темой в постмодернистской литературе, так как она воплощает отдельные фрагменты реальности, искаженные личным восприятием. Писатели-постмодернисты, например Винфрид Зебальд, исследуют переплетение личных и исторических воспоминаний, подчеркивая их изменчивость и многослойность.

— В метамодернизме память также становится важной частью рефлексии над прошлым в контексте возвращения к гуманистическим ценностям. «Новая искренность» подразумевает осмысление личной и семейной истории с чувственной вовлеченностью. Примером служит роман Марии Степановой «Памяти памяти», где личные воспоминания переплетаются с историей, а прошлое становится бесконечной темой для размышлений.

Тема памяти также важна для осмысления катастроф и травм современности, таких как теракты 11 сентября. В романе Джонатана Сафрана Фоера «Жутко громко и запредельно близко» память помогает герою справиться с личной потерей, превращаясь в инструмент коллективной терапии и попытки преодоления боли.
2024-09-25 18:32 ЛИТЕРАТУРА