До конца акции осталось:
Новогодняя распродажа!
Все курсы за полцены
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Зачем нужны кинокритики

Выбрать, что посмотреть — одновременно сложно и просто. Сложно, ведь фильмов так много! Просто, потому, что рецензий на них не меньше, и всегда можно доверить выбор профессионалу. Но что в рецензиях хорошего и что плохого? Предлагаем поразмышлять с нами.

Время чтения: 2 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать

Когда появились первые кинокритики

Первой «официальной» кинорецензией принято считать статью в журнале Variety 1907 года. Это был небольшой обзор на короткометражный фильм Леопольда Уортона. А самый первый отечественный кинокритик — Максим Горький. Его отзывы были написаны ещё раньше, чем опубликовали рецензию в Variety. Но и это было скорее осмысление синематографа как явления, а не оценка кинокартины. Так, в «Нижегородском листке» писатель осуждал коллекцию фильмов Люмьеров за безнравственность. Он считал фильмы, в которых пока не было ни света ни звука, мёртвыми и лишёнными жизни.
Определить начало кинокритики трудно. Сначала синематограф воспринимался как открытие, и статьи были посвящены скорее технической стороне создания картин. Когда кино стало привычным и популярным, о нём как о форме досуга стали писать разные издания. А когда за кино закрепился статус искусства, изменились и рецензии. Именно так и появилась кинокритика.

Взаимосвязь критики и кино

За более чем 100 лет мир много раз менялся, менялся и статус кинокритики. Сегодня, например, появляется всё больше любительских рейтингов, отзывов непрофессионалов. Некоторые видят в этом кризис экспертного мнения и чуть ли не закат профессии. Но такие «закаты» прогнозировали ещё с 90-х, и пока ни один из прогнозов не сбылся.
Наоборот, кинокритика сильно повлияла на развитие кино. Например, критик Андре Базен был одним из первых, кто осмыслил кино как новое искусство. А в манифесте Франсуа Трюффо, который начинал кинокритиком, а затем стал режиссёром, был впервые официально использован термин «авторское кино».
В истории кинокритики есть очень влиятельные личности, мнение которых настолько авторитетно, что отчасти повлияло и на видение режиссёров. К примеру, Уэс Андерсон и Квентин Тарантино признавались, что отталкивались в работе от рецензий Полин Кейл.
Кино и кинокритика неотделимы. Именно критики (даже больше, чем теоретики-киноведы) осмысливают тенденции киноискусства, а иногда и сами формируют их.

Зачем нам сегодня нужна кинокритика

Может показаться, что среднестатистический зритель не особо нуждается в рецензиях профессионала. Ведь он обычно совершает выбор под влиянием рейтингов и по отзывам других людей.
Но вместе с новыми возможностями появились и обязанности. Современному человеку нужно смотреть новые фильмы, чтобы быть в курсе происходящего. На фильмах построена значительная часть поп-культуры. Как тогда понимать мемы и что обсуждать с друзьями?
При этом есть картины, которые неподготовленный зритель не поймёт. Что нормально, ведь мы — только гости в мире кино. Тут на помощь и приходят рецензии, где кинокритики — связующее звено между зрителем и режиссёром. Они вроде переводчиков с киноязыка.
Рецензии дают ответы на многие вопросы: «Что посмотреть?», «Что хотел сказать автор?», «Как режиссёру удалось вызвать столько эмоций у зрителей?» или «Почему картина не удалась?» Кинокритики объясняют скрытые смыслы, использованные приёмы, отсылки, сравнивают одни фильмы с другими и рассказывают, как меняется кино.

Трудности перевода

Конечно, есть и минусы. Кинокритик — это всё-таки человек. Он может стараться быть объективным, но у него есть свои предпочтения и вкусы. Кинокритик, как и любой человек, может иногда ошибаться. В качестве доказательства можно вспомнить «классику», которую признали не сразу. Например, «Сияние» Стэнли Кубрика или «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта. А сегодня эти фильмы в списках must-see.
То, что мнение меняется (как меняется и человек), само по себе не страшно. Но бывает, что разгромные отзывы становятся причиной провала достойного фильма. При этом отрицательных рецензий обычно больше, чем положительных — ведь о недостатках говорить проще.
Кинокритика, безусловно, важна. Но не стоит воспринимать рецензию как готовое мнение. Это скорее инструмент для более глубокого понимания фильмов.

Правое полушарие Интроверта

КИНЕМАТОГРАФ