Когда в 1876 году картина «Садко» Ильи Репина впервые предстала перед публикой на Парижском салоне, никто и представить не мог, что произведение, не получившее особого внимания во Франции, принесет Репину в России звание академика. Чем примечательна эта работа, рассказываем в статье.
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Садко выбирает себе жену
Садко изображен в окружении 900 принцесс — дочерей морского царя, каждая из которых представляет собой потенциальную невесту. Но взгляд Садко направлен не на них, а на простую русскую девушку в сарафане, изображенную на заднем плане. По сюжету былины, Садко выбирает именно эту девушку — Чернаву, следуя совету Миколы Можайского.
Подводное царство, созданное Репиным, отличается удивительной натуралистичностью и одновременно сказочной атмосферой. Репин тщательно изучал морскую флору и фауну в Нормандии и Берлине, а также посетил Лондонский хрустальный дворец, что позволило ему с большой точностью воспроизвести подводный мир.
Подводное царство, созданное Репиным, отличается удивительной натуралистичностью и одновременно сказочной атмосферой. Репин тщательно изучал морскую флору и фауну в Нормандии и Берлине, а также посетил Лондонский хрустальный дворец, что позволило ему с большой точностью воспроизвести подводный мир.
Также картина интересна и тем, что в создании образа главного героя Репин обратился к своему современнику — известному художнику Виктору Васнецову. Именно Васнецов, который сам был значительной фигурой в русском искусстве, стал прототипом для образа Садко.
Заказчик
Создание «Садко» было связано со значительным лицом той эпохи — будущим императором Александром III. Репин работал над картиной в Париже, городе, который в те годы был центром мировой художественной жизни и притягивал таких знаменитостей, как Эдгар Дега, Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар и Анри де Тулуз-Лотрек. Именно в Париже в 1874 году Репин и будущий император Александр III, на тот момент еще наследник престола, познакомились и наладили дружеские отношения. Александр III, проявлявший большой интерес к живописи, высоко оценил работы Репина.
Этот визит оказал значительное влияние на дальнейшее творчество Репина. Впоследствии, когда Александр стал императором, он продолжал поддерживать художника, в том числе приобретая его картины. Несмотря на то, что Репин открыто критиковал институт монархии, он ценил личную поддержку императора и его интерес к искусству.
Ответ импрессионизму
Картина была написана в период, когда Репин активно знакомился с различными художественными течениями, включая импрессионизм. Находясь в Париже, он переживал период активного осмысления своего искусства. Хотя художник восхищался техникой импрессионистов, он считал это направление «пустым» и поверхностным. Он не видел в нем глубокого смысла и общественной значимости.
Несмотря на это, Репин не отрицал полностью значение чистого искусства и иногда допускал отход от строго критического реализма, признавая необходимость баланса между социальной критикой и художественным видением.
Сам Репин трактовал смысл картины «Садко» как аллегорию правильного выбора и любви к отечеству. Морские принцессы на картине символизировали различные страны и художественные стили.
Сам Репин трактовал смысл картины «Садко» как аллегорию правильного выбора и любви к отечеству. Морские принцессы на картине символизировали различные страны и художественные стили.