До конца акции осталось:
Исполни мечту — подари обучение. Выбери курс в подарок
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

«Женщина в холодильнике»: что это за троп?

От комиксов до супергеройских фильмов — «замороженные» женские персонажи встречаются в поп-культуре очень часто. Рассказываем в статье, кто придумал, что место женщины — в холодильнике.
Время чтения: 4 минуты

«Женщины в холодильнике»: кто это

Троп «женщина в холодильнике» (Women in Refrigerators) обозначает героиню, которую убивают или ранят для того, чтобы «запустить» историю главного героя-мужчины. Он хочет найти врагов и отомстить им.
Комикс The Amazing Spider Man, смерть Гвен Стейси, 1973
Термин придумала писательница Гейл Симон. Название связано с известным комиксом о супергерое Кайле Райнере «Зеленый фонарь». По сюжету злодей убивает девушку Кайла и оставляет ее голову в — буквально — холодильнике. В 1999 году Симон решила собрать все подобные истории. Их оказалось настолько много, что писательница даже создала специальный сайт. На нем до сих пор можно найти имена героинь из комиксов, которых пострадали ради того, чтобы дать главному персонажу мотивацию действовать. 20 лет спустя троп все еще часто используется, теперь — супергеройском кино и боевиках.

Основные черты

Собрав вместе разные примеры «замороженных» женщин в кино и комиксах, можно заметить повторяющиеся черты:
Ее часто убивают в самом начале истории. Это становится мотивацией для героя-мужчины, который надевает доспехи / смокинг / черный латексный костюм и отправляется мстить. Она может быть «заморожена» заранее, еще до того, как история начнется. Для того чтобы запустить сюжет, ей даже не нужно появляться в фильме. Яркий пример — «Мементо» (2000), где мы просто поставлены перед фактом: вот муж, он мстит за жену.
«Гладиатор», 2000
Если «женщину в холодильнике» не убивают, то ранят или причиняют боль каким-то другим способом. Нередко это происходит, потому что герой не смог вовремя ее защитить. Он был недостаточно мужественным, это приходится компенсировать дальше. Детали могут различаться, но цель у этого женского персонажа одна — разблокировать режим супергероя у своего выжившего мужа или бойфренда, позволить ему стать прокачанной версией самого себя.

Часто мы практически ничего не знаем о героине до того, как ее заморозят. Она — не отдельная личность, она — сюжетный механизм и символ всего хорошего и доброго.

Задолго до того, как Симон придумала название тропу, такие героини встречались в самых разных жанрах — от эпического кино, как в «Храбром сердце» (1995) или в «Гладиаторе» (2000), до фильмов о Джеймсе Бонде. Легкомысленное отношение Бонда к женщинам оправдывается тем, что он когда-то потерял жену. Ведь несмотря на все его любовные связи, у него просто разбито сердце.

Нолан не раз в своих фильмах использовал «женщин в холодильнике». Но его фильмы все равно цепляют, их постоянно обсуждают. Из нашего саммари «Нолан: путь к Оскару» узнаешь, как режиссер этого добивается. За 11 минут поймешь, является ли Нолан режиссером-автором и правда ли, что его фильмы гениальны.

Почему троп проблематичный

Убить кого-то, кто близок главному герою, — один из самых простых способов продвинуть историю, добавить эмоциональности вызвать сочувствие. Он работает, даже если «заморозить» не человека, а животное. Как в «Джоне Уике» (2014), где персонаж Киану Ривза теряет любимую собаку. Получается, что роль, которую обычно занимает женщина, может быть отдана домашнему животному. В таком случае, женщина вообще не воспринимается как человек. Она становится объектом, как макгаффин (предмет, которым хотят обладать все персонажи фильма, но который не важен сам по себе).
Но ведь в боевиках гибнут и страдают не только женские персонажи, но и мужские? Да, однако чаще всего смерть или травма мужчины работает по-другому. Он не «замораживается», он «размораживается». Супермен умирает, но затем его воскрешают, чтобы он мог продолжить борьбу со злом. Тор лишается глаза, Люк Скайуокер — руки, а Тони Старк получает пули в грудь. Но каждый из этих героев возвращается, будучи как минимум, таким же сильным. Их боль мотивирует их самих, а не кого-то еще. Или еще один яркий пример — Бэтмен. Брюс Уэйн («Темный рыцарь: Возрождение легенды») и Барбара Гордон («Бэтмен: Убийственная шутка») получают ранение в спину. Однако если Бэтмен полностью восстанавливается, Бэтгерл остается парализованной.
Итак, за четыре минуты чтения статьи ты узнал, что:
  • «Женщинами в холодильнике» называют героинь, которые умирают в начале фильме, чтобы дать главному герою мотивацию
  • Термин придумала писательница Гейл Симон, на название топа ее вдохновил комикс «Зеленый фонарь»
  • «Женщина в холодильнике» — это сюжетный механизм, а не продуманный персонаж, поэтому троп часто критикуют
Вместо всей фильмографии Нолана — наше саммари о творчестве режиссера. И время сэкономишь, и готовые выводы получишь. Не придется самому разбираться в том, почему у Нолана так запутано время. За 11 минут с мемами и приколами разложим все по полочкам. Это эффективно, потому что краткие форматы обучения повышают усвоение информации на 50%. Попробуй сам и убедись!

Покупай одно саммари навсегда за 99 рублей, попробуй и убедись сам, что такой формат работает. Или подключай доступ ко всей библиотеке контента (1000+ саммари) за 300 рублей. А с промокодом BLOG30 кайфуй от саморазвития 30 дней за 0 рублей.

Какие еще тропы встречаются в кино? Держи интересную статью по теме:
Manic Pixie Dream Girl: кто это?
КИНЕМАТОГРАФ