Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как Хаяо Миядзаки поменял наше представление об аниме?

Мнение "Правого полушария интроверта"
Время чтения - 2 минуты
Автор - Елизавета Фандорина

Приложение для саморазвития. Скачать

Почти двадцать лет назад мир был покорен полнометражным аниме «Унесенные призраками» – историей о девочке, которая должна спасти родителей от заклятья и не потерять себя в волшебном мире. Неожиданно фильм получил «Золотого медведя» и «Оскар» – немыслимые награды для режиссера анимационной работы. 

Миядзаки сломал все клише об аниме, сложившиеся из-за «Покемонов», «Сейлор Мун» и других японских массовых сериалов. Режиссер доказал, что аниме гораздо шире любых стереотипов и ни в коем случае не является инфантильным развлечением.

Что же заставляет весь мир обожать Миядзаки?

Красочные и детализированные миры


У аниматоров есть гораздо больше возможностей контролировать эстетику своих работ, и Миядзаки максимально полно использует потенциал анимации. Каждой его фильм проработан до мельчайших деталей, которые вместе производят невероятное эстетическое наслаждение.


Разговор на актуальные темы


Несмотря на жанровую принадлежность большинства работ Миядзаки к фэнтези и фантастике, в них проявляется невероятная чувствительность к реальному миру. В обёртке ярких сказок Миядзаки рассуждает о вполне земных проблемах: семье, любви, взрослении, неравенстве, экологии и капитализме.


Сочетание истории и мифологии


Миядзаки искусно вплетает в свои миры японскую мифологию и историю, которые органично сосуществуют с современностью. Древние духи, великие боги, демоны и призраки наполняют фильмы режиссера, подчас смешиваясь с европейским фольклором.


Яркие героини


Они спасают мир, взрослеют, борются за любимых и всегда следуют своим принципам – и это во времена, когда почти все женские персонажи в аниме были так или иначе подчинены романтическому сюжету. Миядзаки – один из немногих режиссеров своего поколения, последовательно создававший героинь разного возраста: от малышки Сацуки до тысячелетней Юбабы.


Послание о мире


Родившийся в истерзанной войной Японии, Миядзаки придерживается жестких антивоенных взглядов. Каждая его работа — это послание о мире. Режиссер также тяготеет к идиллическим картинам детства, которые заставляют задуматься, кем бы мы могли стать, если бы могли заново обрести детскую невинность. Его миры пронизаны ностальгией по никогда не существующей утопии, которая тем не менее дарит нам надежду.



Итого


Работы Хаяо Миядзаки — это совершенные с визуальной точки зрения произведения, с мощным нравственным и идейным подтекстом. Несмотря на фантастические сюжеты и экзотические для западного зрителя декорации, они оказываются универсальными благодаря искренности их посыла. Для многих именно анимационные работы Миядзаки стали толчком к открытию мира аниме. Без него трудно представить мировой успех Макото Синкая, Сатоси Кона и других талантливых аниматоров Японии.


КИНЕМАТОГРАФ